Туганайлар

О чем “чирикают” в Пасху?

Старший научный сотрудник Российского института истории искусств Санкт-Петербурга Наиля Альмеева вот уже много лет подробно изучает кряшенскую музыкальную культуру. Тем не менее, она не ограничивается лишь музыковедческим аспектом и ищет контекстуальную основу для своих исследований. Сегодня предлагаем вниманию читателей отрывок из её научной статьи, посвященной празднованию кряшенами Великого праздника Пасхи....

Старший научный сотрудник Российского института истории искусств Санкт-Петербурга Наиля Альмеева вот уже много лет подробно изучает кряшенскую музыкальную культуру. Тем не менее, она не ограничивается лишь музыковедческим аспектом и ищет контекстуальную основу для своих исследований. Сегодня предлагаем вниманию читателей отрывок из её научной статьи, посвященной празднованию кряшенами Великого праздника Пасхи.

В настоящей статье представлены экспедиционные материалы 1980-1990-х годов - воспоминания о встрече Светлого Христова воскресенья. Детские воспоминания Людмилы Белоусовой, говорят о живучести старых традиций в разгар советского застоя (1970-е годы), содержат очень важные детали и являются наиболее полными.

- За неделю, за 10 дней до Пасхи начинают мыть дом. Снимают все занавеси, какие есть (с окон, разделяющих комнату, с икон) и моют дом изнутри. Дома сложены из сосновых брёвен; со стены в доме соскребали специальным гнутым ножом тонкую стружку. В доме стоял потрясающий сосновый аромат. Затем мыли стены мыльным раствором. Стирали занавеси. В чистый четверг - никаких увеселений, траур по Христу. После четверга уже нельзя было заниматься уборкой и чисткой: грех. Можно готовиться к празднику. В пятницу наряжали дом, делали закупки продуктов. В субботу начинают готовить, красят яйца (луковой кожурой), пекут куличи. В 12 ночи в церквях начиналась Всенощная. У нас в деревне церкви не было. Наша бабушка ставила два яйца перед иконой, зажигала свечу, молилась всю ночь.

Это называлось «кадер киче» - драгоценный, священный вечер. Свет не гасили, вся деревня спала при свете в солидарность с Всенощной.

Мы, дети (до 10 лет), ложились спать одетыми, нас никто не заставлял, просто хотелось успеть уже в 5 часов утра идти собирать яйца и быть первым. Дети обходили дома, поздравляя хозяев: «Христос воскрес» («Кристос терелеп торды»). Ребенок, который зашел в дом первым, получает не одно яйцо, а два. Он же совершает обряд: его сажают на большую мягкую подушку в красном углу (түр башына), и ребенок говорит, изображая цыплёнка:

Черррррррр-черррррр-черрррррр,

Таукларыгыз кү-ү-ү-ү-п булсын,

Кү-ү-ү-ү-ү-үп итеп күкәй салсын,

Табыннарыгыз му-у-у-у-у-у-л булсын!

Черррррррр-черррррр-черрррррр,

Кур у вас пусть мно-о-о-о-о-го будет,

Столы у вас пусть по-о-олными будут!

Мно-о-о-о-о-о-ого пусть яиц снесёт.

Называлось это «Заставить ребенка чирикать» (Баланы черләтү).

В субботу с вечера подвешивали качели на деревьях - старых, сильных, удобных. В воскресенье днём молодежь качалась на качелях.

После полудня родственники ходили на обед друг к другу. Гостевания были для зрелых и пожилых людей. Пасхальный обед назывался «Поедание яиц» (күкәй ашау). В начале обеда поздравляют друг друга с праздником и бьют яйца (двое ударяют одно яйцо об другое). Человек в день Пасхи, если вошел в дом, не поев яиц, не выходил. Это считалось неуважением (так и говорили: «Уж я яйца не поевши не уйду»).

После обеда дети, неженатая молодежь поднимались на вершину горы (если Пасха попадала на март или апрель, это было наиболее сухое и чистое место) и там играли - катали яйца на проталинах. Принцип игры похож на боулинг. Выстраивают куриные крашеные яйца в ряд и сбивают их мячом. Вместо шара - мяч, сшитый из ткани, в форме тюбетейки, такой мяч шили ежегодно. Кто больше сбил, тот и победил, все сбитые яйца получал в подарок. Массовых гуляний не было. Гостевания продолжались неделю (Пасхальная неделя - Олы көн атнасы). Всю эту неделю здороваются словами: «Христос воскрес» («Кристос терелеп торган») и отвечают «Воистину воскрес» («Чыннап терелеп торган») и поздравляют с праздником. До следующего воскресенья едят крашеные яйца. Когда Пасхальная неделя прошла, во вторник (это получается на 9-й день после Пасхи) идут на кладбище. Опять красят яйца, пекут пироги, блины, кладут в тарелку, заворачивают в полотенце и все идут на кладбище. Это поминки по Христу 9-го дня. Вместе с Христом поминают своих усопших. В понедельник перед вторником приводят в порядок могилы своих родственников, чтоб не стыдно было перед односельчанами. Иначе большой позор. На кладбище об могильный крест покойного родственника разбивают пасхальное яйцо. После этого во вторник - гостевания. Вся деревня ходит к своим могилам, поминают. Отрывают кусочек поминального блина, пирога, лепешки, и его полагается положить на могилу, а кусочек съесть самому, мысленно пожелать ему (покойному) на том свете спокойствия и у него же попросить благословения и защиты.

***

Для кряшен, как и других христиан, Пасха - великий праздник, и само название Пасхи - Олы Көн - является дословным переводом словосочетания Великий день. Реалии православных обрядов и мифологических представлений прочно закрепились в сознании кряшен. Вместе с тем, там отчетливо присутствует внецерковный план пасхального периода. В нем явно просматриваются обрядовые намерения и действия, являющиеся не чем иным, как заботой о плодородии земли, домашней птицы, деторождении, материальном благополучии, поддержании общинного уклада жизни, о чем говорят приуроченные к датам праздников православного календаря ритуалы, связанные с почитанием предков.

С точки зрения татар, все обряды у кряшен были «как у русских». В самом деле, такое утверждение естественно, поскольку христианство пришло к ним через русских миссионеров. Но при этом практически всем действиям мы можем найти аналогии в весенней обрядности европейских и азиатских народов. Например, ритуальные манипуляции и коллективные игры с куриными яйцами, а также молодежные гуляния и качания на качелях являются частью обрядов предпахотного периода у многих земледельческих народов Евразии. Очищение, обновление жилища, задабривание предков во время семейного посещения могил, их ритуальное кормление, «контакт» с предками в ритуальной бане - все это аналогично обрядовым действиям чувашей и поволжских финноугров перед новым земледельческим годом.

"Пасха. Многообразие культурных традиций".

стр. 110-113. Санкт-Петербург, 2009. РИИИ

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Реклама
  • 4 май 2018 - 16:28
    Правнуки рассказывают о своем прадеде (http://pestrecy-rt.ru/)
  • Закрытие IV Форума кряшенской молодёжи Фоторепортаж
  • Волнуют ли кряшенскую молодёжь вопросы семьи? ФОТОРЕПОРТАЖ
  • "Айбагыр" Олы көн 2018
  • Чему научились делегаты Форума на мастер-классах ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Открытие IV форума кряшенской молодёжи ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как делегаты IV Форума провели первый день
  • В Кировской области впервые прошел семинар по наследию кряшен
Ночной режим