Туганайлар

Новоселы за Байкалом

На страницах социальной сети «Одноклассники» сегодня можно увидеть уже около полутора тысяч участников. В одну общую группу объединились кряшены не только из отдаленных уголков России, но и различных республик СНГ. В союзные республики они уезжали по разным причинам. Кто-то в поисках счастья, а кто-то наоборот, ввиду его отсутствия: был репрессирован...

"Иих, илдән китәбез! Туган җирне ташлыйбыз!"... Эти слова слышались всюду в мартовские дни 1952 года на перроне железнодорожной станции Кукмор. Долгие объятия сменялись напутственными словами, в воздухе витало прощание и казалось, что был вовсе не март с пробуждением жизни, а поздний сентябрь с улетающими журавлями. Но птицы улетают и возвращаются, а многие семьи кряшен, уехавшие тогда из Татарстана, просто уже не вернулись обратно.

Моя бабушка по матери, Анна Даниловна Тимофеева родилась в январе 1909 года в деревне Зюри Мамадышского района. Она рано осталась сиротой, воспитывалась в семье дяди, работая у зажиточного односельчанина. Вышла замуж за кряшена из деревни Уткино Таканышского (ныне-Мамадышского) района Семена Никифорова, он был старше ее на десять лет. 18 декабря 1932 года у них родилась дочь Анастасия - моя мама, потом Александра и Мария.Мои дед и бабушка работали в колхозе, держали личное хозяйство с большим огородом. Дочерей «Начтый», «Санкый», «Маржый» они крестили в православной церкви. Но моя мама, выросшая в советское время, была атеистом, как и многие другие не верила в Бога. Хотя всегда накрывала стол на традиционные православные праздники. Бабушка Анна Даниловна хранила маленькую иконку-складень с изображением Иисуса Христа, Богоматери, Николая Чудотворца в любимом сундуке, но доставала ее редко, о религии говорить тоже не любила - боялась, в ее памяти еще были свежи воспоминания о гонениях на верующих. Каждый вечер перед сном она произносила два коротких, заветных слова: «Асла бысла». Кто сейчас догадается, что она пыталась сказать «Господи Благослови»?! Она совершенно не знала русского языка, Сейчас я вспоминаю об этом с большой ностальгией.

В июле 1941 года Семена Никифорова, который был уже в сорокадвухлетнем возрасте, призвали в Красную Армию. По свидетельству бабушки и матери, дед мой в составе запасной стрелковой дивизии находился в учебном лагере на станции Суслонгер. Месяца через четыре после призыва, глубокой осенью, он вернулся домой с простуженными легкими. «Үпкәсендә боз булган», говорила бабушка, вспоминая об этом. Тогда мобилизованные красноармейцыстроили укрепления, вытаскивая бревна из ледяной воды. Многие умирали, получив воспаление легких. Эта участь не миновала и моего деда. Его комиссовали, и буквально через месяц он скончался. Чувствуя близкую кончину, он переживал за бабушку и говорил: «Трудно тебе, Анна, придется с тремя детьми, ох, трудно!». Ей действительно пришлось нелегко. Любимый «Симун» бабушки умер не в госпитале, а дома, поэтому она не считалась женой фронтовика, не имела никаких льгот, которые были нужны как воздух для жизни. Позже за невыплату налогов у нее отобрали корову и козу. Тогда это было невероятным горем для всей семьи.
Как вдова «не фронтовика», а значит, ущемленная в правах, предусмотренных для семей красноармейцев, Анна Даниловна Тимофеева сумела не дать умереть от голода трем дочерям. Испытания, через которые ей пришлось пройти в голодные послевоенные годы, - это тема для целого отдельного рассказа… Моей маме было в ту пору тринадцать лет и она, вместо того, чтобы учиться, помогала матери поднимать младших сестер. Именно бремя этих налогов, насколько я понимаю, а также тяжелая послевоенная жизнь в татарской глубинке и заставили бабушку в начале пятидесятых годов принять решение покинуть родину и отправиться в поисках лучшей доли и счастья в далекую и чужую Сибирь, в загадочную Бурят-Монголию. Уж больно привлекательными казались плакаты с фотографиями о зажиточной жизни в тех краях, сладкоречивые вербовщики взахлеб расхваливали свои «пенаты», особо подчеркивая, что переселенцев освободят от всех видов налогообложения.
Сделаем необходимое отступление. В книге «Татары в Бурятии» (автор проекта- Сажида Баталова), изданной в 2012 году в городе Улан- Удэ, пишется: «Во втором десятилетии ХХ в. в регионе (Бурятии-А.Ф.) появляются татары-земледельцы, прибывшие сюда в рамках государственной переселенческой политики. Учитывая трудолюбие и ответственность татар, руководство Бурят-Монгольской АССР убедительно просило Председателя Совета Министров СССР Г. М. Маленкова потребовать однозначного и безусловного выполнения Татарским обкомом КПСС плана по вербовке и переселению татар в Бурятию. Значительным был приток татар при строительстве гигантов индустрии Бурятии - локомотивовагоноремонтного завода и авиазавода, но особенно большой - при выполнении Всесоюзной программы по переселению (конец 1930-х - середина 1950-х гг.). По архивным данным, из всех переселенцев в Бурятскую АССР по этой программе 60-70% составили татары. В год цифра доходила в среднем до 400-600 семей.»

Слева направо: Анна Тимофеева, Анастасия и Тагир Фарфутдиновы.
Сыновья слева направо: Валерий, Николай, Александр. Усть-Кяхта, 1961 год


Таким образом, шестьдесят один год назад моя бабушка - Анна Даниловна и ее дочери Анастасия, Александра и Мария Никифоровы, стали участниками Всесоюзной программы по переселению, которая выполнялась целенаправленно, решительно и настойчиво. Не знаю, насколько я прав, но мне представляется, что перемещение значительных людских ресурсов из густонаселенных регионов страны в малоосвоенные преследовало и цель: дать людям выжить в условиях послевоенной разрухи, равномерно распределив на душу населения производство и потребление внутреннего валового продукта…
Моей бабушке казалось, что переехав в Бурят-Монголию она наконец избавится от всех страданий и мучений, выпавших на ее долю. Она уезжала с родины в неведомую даль с тяжелым сердцем. Родственники отговаривали, но нехитрые пожитки уже были упакованы, напутственные слова сказаны и слезы пролиты. В марте 1952 года грузовой поезд из тогдашнего Таканышского района Татарской АССР взял направление на восток…
Десять суток ехали в теплушках новоселы из прикамских просторов и мамадышских лесных равнин в пока незнакомую для них автономную республику за Байкалом. В столице Бурят-Монголии Улан-Удэ переселенцев стали распределять на постоянное место жительства по районам (тогда они назывались аймаками).Мои будущие бабушка, мама и тети продолжили по железной дороге путь до государственной границы с Монголией. На пограничной станции Наушки, входящей в состав Кяхтинского района Бурятии, их и еще несколько семей встретили представители бурятского улуса (села) Большой Луг и на полуторках отвезли в свой колхоз. Мама рассказывает, что многого из изображенного на рекламных плакатах вербовщиков в действительности не было. Но дома для переселенцев были, в основном, в стадии завершения строительства, прибывшим сразу выдали по два мешка муки (неслыханное богатство) и самое главное: всех трудоустроили. Буряты оказались людьми доброжелательными и радушными, простыми в общении. Достаточно близкое сходство татарского и бурятского языков позволило переселенцам быстро преодолеть языковой барьер. Также во многом помогли найти общий язык с коренным населением земляки из Татарии, приехавшие в Большой Луг еще перед самой войной. Они разговаривали на бурятском, как на родном, жили соблюдая и почитая все обычаи и традиции бурятского народа. Сегодня в некоторых татарских семьях общаются на бурятском языке, отмечают бурятские народные праздники и участвуют в буддийских молебнах. О своих родных могу сказать, что мой отец, Тагир Фарфутдинов, знал в совершенстве бурятский и монгольский языки, мама довольно сносно владеет бурятским. Я тоже хорошо понимаю и разговариваю на бурятском и монгольском языках.
Мои друзья из Татарстана отмечают, что на татарском у меня легкий акцент. Например, вместо «щ» я употребляю звук «ч». Но так разговаривал и мой отец-мишарин, так разговаривает и моя мама-кряшенка.
Вернемся к истории моей матери…В Большом Луге моя бабушка стала работать в колхозном огороде, мама дояркой, прицепщицей на сеялке во время посевной, ее сестра Александра - на разных работах, Мария училась в школе.Им дали корову и поселили в новом доме. Жизнь постепенно входила в привычное русло.
Моя мать, Никифорова Анастасия Семеновна, в 1955 году в Большом Луге познакомилась с строителем Фарфутдиновым Тагиром Хазитовичем. Он родился в бурятском улусе Субуктуй в 1928 году. Его родители оказались в Бурятии в годы Гражданской войны, придя сюда в составе Красной Армии для установления Советской власти. Вскоре после первой встречи мои родители поженились и переехали в село Усть-Кяхта, где у них появился первенец, я, Фарфутдинов Александр Тагирович, позже родились Валерий, Николай, Татьяна и Сергей. Бабушка наша Анна Даниловна прожила 94 года. Она ни разу не была на приеме у врачей. До последних минут жизни была в трезвом уме и бедняжка даже перед смертью самостоятельно вымылась в бане. Она умерла ночью, благословив всех на хорошую жизнь. «Все у вас будет хорошо», - это были ее последние слова.
Наш отец всю жизнь проработал совхозным строителем, мама - уборщицей в совхозной конторе, всегда они имели хорошее личное подворье. Простые труженики, наши родители сумели дать всем детям образование. Я окончил исторический факультет Бурятского педагогического института, 35 лет работаю журналистом. Валерий - геолог-радиофизик, брат Николай окончил мореходное училище, но тяжело заболел и умер 31 год назад. Татьяна - медсестра высшей категории, Сергей - военнослужащий. Мама и ныне проживает в Усть-Кяхте, радуется внукам. Ей исполнился 81 год.
От имени всех татар Бурятии передаю пламенный привет землякам на исторической родине и наилучшие пожелания! Мы далеко, но мы с вами!

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
  • 25 май 2018 - 15:32
    Кряшены — участники фотопроекта «Дружба народов Татарстана» ​​​​​​​Героями фотопроекта стали представители национально-культурных автономий Ассамблеи народов Татарстана, в том числе и представители Общественной организации кряшен республики
    25
    0
    0
  • 25 май 2018 - 15:31
    Алёна Харитонова стала помощником замминистра Ведущий специалист Общественной организации кряшен Республики Татарстан Алёна Харитонова перешла на новую работу. С апреля текущего года она является помощником первого заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
    36
    0
    0
  • 25 май 2018 - 14:59
    Алиса возглавит многонациональную смену республиканского лагеря Завтра, 26 мая, на базе детского оздоровительного лагеря "Мечта" на берегу Камы возле села Соколка Мамадышского района открывается республиканская многонациональная смена "Дуслык", ориентированная для детей разных национальностей, проживающих в республике Татарстан. Приказом Министра образования республики, начальником многонациональной смены назначена Алиса Спиридонова - руководитель молодежного крыла Общественной организации кряшен.
    30
    0
    0
  • 25 май 2018 - 13:56
    Пропал ребенок – что делать? «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети» – всем известная строчка из песни Мамонтенка никого не оставляет равнодушным. Ведь дети – это самое дорогое, что есть у родителей. Между тем, по статистике каждый год в России пропадает 45–50 тысяч детей. В преддверии летних каникул будет уместно напомнить родителям и детям об основных правилах безопасности
    17
    0
    0
  • 24 май 2018 - 15:32
    Бүләккә — телевизор 2018 елның икенче яртыеллыгына "ТАТМЕДИА" АҖ чыгаручы өч һәм аннан күбрәк басмага язылучылар традицион акциядә катнашып, кыйммәтле бүләкләр ота ала
    23
    0
    0
  • 24 май 2018 - 14:17
    Синоптики Татарстана предупреждают о грозах и сильном ветре Порывы ветра будут достигать 17 м/c, а при грозах – 20 м/с.
    54
    0
    0
  • 24 май 2018 - 13:35
    Юная кряшенка Анастасия Соколова - лауреат Международного конкурса 20 мая в Культурном центре «Московский» прошёл II Международный конкурс детских, юношеских, молодёжных, взрослых творческих коллективов и исполнителей «Творческий успех»
    84
    0
    2
  • 24 май 2018 - 12:42
    Керәшен Сәрдәсе һәм Әлбәден авыллары "Музейда төн" бөтенроссия акциясендә катнашты Өлкәннәр район тарихы буенча сорауларга җавап биргәндә, сабыйлар музей экспозицияләре арасыннан татлы хәзинә эзләделәр.
    57
    0
    0
  • 24 май 2018 - 11:26
    “Туганайлар” - һәр өйгә Бу көннәрдә Татарстанда вакытлы матбугатка язылу кампаниясе гөрли. “Туганайлар” культура-агарту газетасы – Россиядә керәшеннәр өчен басылучы бердәнбер басма
    48
    0
    0
  • 24 май 2018 - 11:24
    Янсуарга Симек бәйрәменә Вадим Захаров килә Видео Халкыбызның җәйге бәйрәмнәренә старт бирелде
    57
    0
    0
Реклама
  • 4 май 2018 - 16:28
    Правнуки рассказывают о своем прадеде (http://pestrecy-rt.ru/)
  • Закрытие IV Форума кряшенской молодёжи Фоторепортаж
  • Волнуют ли кряшенскую молодёжь вопросы семьи? ФОТОРЕПОРТАЖ
  • "Айбагыр" Олы көн 2018
  • Чему научились делегаты Форума на мастер-классах ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Открытие IV форума кряшенской молодёжи ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как делегаты IV Форума провели первый день
  • В Кировской области впервые прошел семинар по наследию кряшен
  • 25 май 2018 - 16:55
    Кряшены отмечают знаменательную дату
    ​​​​​​​Сегодня день рождения Общественной организации кряшен Республики Татарстан. Ровно 11 лет назад, в день святой Троицы, прошла учредительная конференция, где была создана организация, руководителем которой был избран Иван Егоров
    17
    0
    0
Ночной режим