Туганайлар

Непридуманные фрагменты истории

В декабре председателю Совета ветеранов кряшенского движения города Казани, кандидату исторических наук Аркадию Фокину исполнилось 75 лет. В этот самый день в конференцзале гостиницы "Волга" собрались активисты кряшенского национального движения, ученые, священники на научную конференцию "Национальная интеллигенция в кряшенском национальном движении", приуроченную к юбилею А.Фокина. Там же прошла презентация книги...

В декабре председателю Совета ветеранов кряшенского движения города Казани, кандидату исторических наук Аркадию Фокину исполнилось 75 лет.

В этот самый день в конференцзале гостиницы "Волга" собрались активисты кряшенского национального движения, ученые, священники на научную конференцию "Национальная интеллигенция в кряшенском национальном движении", приуроченную к юбилею А.Фокина. Там же прошла презентация книги юбиляра "Кряшены - судьба моя".

В книге представлены "непридуманные фрагменты постсоветского кряшенского движения, созвучные с резко менявшимся настроением и оценками недавнего времени". Это и интервью разным газетам-журналам, в том числе газете "Туганайлар", и тексты научных выступлений автора. Вниманию наших читателей, интересующихся современным национальным движением, этноконфессиональным и социально-психологическим состоянием кряшен предлагаем отрывки из этого сборника.

"Пробуждение"

"Ровно 75 лет тому назад в истории нашего многонационального края произошло неординарное событие: с 15 по 22 мая 1917 года в Казани работал первый съезд мелких народностей Поволжья. На нём были представлены калмыки, коми, кряшены, мари, мордва, удмурты и чуваши - свыше 500 делегатов...

Отправная точка современного кряшенского движения - 5 декабря 1989 года, когда на Республиканской научно-методической конференции "Фольклорное наследие татарского народа и современное самодеятельное искусство. Фольклор татар-кряшен" в рамках III Всесоюзного фестиваля народного творчества определилась инициативная группа. Она предложила организовать клуб культуры кряшен при Татарском общественном центре. И уже через полтора месяца состоялось собрание, которое приняло решение создать общественную организацию кряшен.

Этнографическое культурно-просветительское объединение кряшен официально учреждено 26 февраля 1990 года как автономная самодеятельная секция Татарского общественного центра. У истоков объединения стояли инициаторы возрождения кряшенской этнической культуры ветеран войны и труда Аркадий Васильевич Бикзянов, журналист, кряшеновед Максим Глухов, солист филармонии Георгий Ибушев, солистка оперы Галина Казанцева, музыковед Геннадий Макаров и писатель Григорий Родионов, под псевдонимом Гарай Рахим.

Мы считаем свое объединение законным правопреемником и продолжателем дела Национального общества "Кряшен", возникшего в мае 1917 года, … и очень много сделавшего на поприще развития национального самосознания кряшен и организации кряшенского общественно-политического движения. Наша задача - продолжить это дело... Уставная цель нашего объединения - этническое возрождение кряшен, а именно: изучение истории и культуры,
сохранение древних обычаев, обрядов, традиций, пропаганда духовно-нравственных ценностей, возрождение самобытных народных промыслов, народного творчества и искусства. Ради достижения этой цели проведены четыре фестиваля кряшенских фольклорных ансамблей, вызвавших интерес не только у кряшен. Предпринимаются усилия по созданию кряшенского культурно-просветительного центра на базе бывшего главного здания Казанской центральной крящено-татарской школы, по восстановлению кряшенского театра, кряшенских газет и журналов, закрытых в годы сталинского произвола..."

Объединенный текст выступления по радио и на телеканале ГТРК "Татарстан" 12 и 20 мая 1992 года.

"Первоздатели"

"... Роль и место человека в судьбе своего народа прямо и непосредственно связаны с его заслугами перед сородичами и тем конкретным вкладом, который он оставил в истории. Это - аксиома, положение, не требующее доказательств применительно к официально признанным народам. А в приложении к кряшенам оно нуждается в уточнениях и комментариях. По ряду обстоятельств, в частности:

Этническая история кряшен до сих пор не написана. Следовательно, нет общеизвестных сведений о кряшенских исторических личностях, как нет и стоявшихся оценок их деяний.

Этническая наука о кряшенах - кряшеноведение - еще и сегодня находится в стадии своего формирования, что не позволяет с определенностью обозначить этапы ее развития и назвать подвижников этого развития.

До сих пор остаются открытыми вопросы о роисхождении кряшен, их этническом и социальном статусе в разные периоды истории страны, а, значит, принадлежности тех или иных исторических лиц к кряшенской истории, науке, общественной практике.

На протяжении веков отношение к кряшенам менялось в зависимости от политической природы властей, проводимой ими национальной политики. Причем менялось из крайности в крайность.

Иван Максимов не является основоположником науки о кряшенах, его нельзя назвать и первопроходцем в кряшенском общественном движении. Он один из них...

Роль И.Г.Максимова как кряшеноведа состоит в том, что он возобновил и продолжил запрещенные или отмененные научные исследования проблем происхождения и самоопределения кряшен. При этом он пошел дальше своих предшественников, поставив ряд новых проблем. Достаточно сказать, что до издания сборников "Этноконфессиональное состояние кряшен: история, теория, практика" и "Есть такой народ - кряшены" не был известен ни один исследователь, который не то чтобы решил, но хотя бы сформулировал проблему древних предков кряшен...

Максимову принадлежит особое место среди самых известных исследователей кряшенского вопроса и в кряшеноведении в целом. Он не профессионал, не историк, не этнолог. Просто любитель, самодеятельный исследователь, энтузиасткряшеновед. И тем более знаменательно, что именно он стал правофланговым в строю борцов за обретение кряшенами провозглашенного советской властью права на национальное самоопределение. Он нашел и четко обозначил пустовавшую до него, а ныне ставшую центральной нишу науки о кряшенах - область их этногенеза и смело вошел в нее...

Самым большим, может быть, основным научным достижением И.Г.Максимова стала, как ныне представляется, нарисованная им картина социальной психологии кряшен в период их бесправного существования в социалистическом застенке народов...

На что бы не обращалось внимание И.Г.Максимова, все получало не традиционную интерпритацию. Новым был его взгляд на происхождение татар и кряшен, на перспективы развития народов Советского Союза... Хочется верить, что число его последователей не ограничится нашим кругом, а сам он займет достойное место в этнической истории кряшен, среди выдающихся сородичей. И дело его, как и наша память о нем, станут достоянием всего кряшенского сообщества".

Выступление на научной конференции "Иван Максимов и кряшенское национальное движение" 2 ноября 2013 года.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: