Туганайлар

Наши учителя – народные исполнители

3 апреля в Елабуге состоялся семинар «Особенности исполнения этнической музыки кряшен в современных фольклорных ансамблях». Организаторами семинара выступили Общественная организация кряшен Татарстана, Центр изучения истории и культуры кряшен и нагайбаков, а также кафедра этномузыкологии Казанской государственной консерватории.

Семинар, главным образом, предназначен для руководителей фольклорных коллективов детских музыкальных школ, детских школ искусств, центров детского творчества, сельских домов культуры, а также для педагогов дополнительного образования и культурно-просветительских учреждений. Идея провести ряд таких семинаров появилась у организаторов неспроста. На протяжении последних семи лет в Татарстане проводится республиканский конкурс «Рождественская звезда», который направлен на выявление молодых исполнителей кряшенской песни. В связи с этим, многие руководители фольклорных коллективов столкнулись с нехваткой методического материала по преподаванию этнического музыкального наследия кряшен. Из-за этого происходит повтор одних и тех же песен в репертуаре участников. Да и не каждая кряшенская песня подходит для исполнения детскими коллективами.

В приветственном обращении к участникам семинара, руководитель исполкома Общественной организации кряшен Татарстана Людмила Белоусова рассказала о задачах семинара:

- Мы приехали в Елабугу для того, чтобы познакомить вас со специалистами, занимающимися кряшенской культурой, фольклором, познакомить с активом молодежной организации «Бэрэкэт», чтобы вместе с вами обсудить волнующие вас вопросы и проблемы по развитию нашей культуры. Наша задача - уметь на высоком уровне показать кряшенскую культуру, постепенно добиваться её признания на государственном уровне. Мы должны достойно выступать на таких фестивалях, как «Рождественская звезда», «Тугэрэк уен», не искажая нашу культуру, показывая ее уникальность и аутентичность. Елабуга - для нас очень интересный и близкий регион, где проживает много кряшен и здесь уже много лет ведется активная работа по возрождению и популяризации кряшенского искусства. Взять, к примеру, народный ансамбль «Ак каз», который является визитной карточкой Елабужского района, есть детские коллективы, есть студенческий коллектив «Айбагыр», который готовит молодых специалистов и по кряшенскому фольклору. Мы будем очень рады, если вы из этого семинара почерпнете для себя полезную и нужную информацию.

Открывая работу семинара, этномузыколог, заведующая кафедрой татарской музыки и этномузыкологии Казанской государственной консерватории, кандидат искусствоведения Лилия Сарварова рассказала о работе своих студентов по возрождению фольклора:

- Для нас очень отрадно, что в Елабужском районе процветает кряшенская культура. Мы же приехали к вам на практике поделиться своими наработками, которые сделаны на научной основе. Мы занимаемся изучением традиционной культуры всех народов, которые приживают на территории Поволжья и Приуралья. Почему-то принято пренебрежительно считать, что фольклор - это ненаучная область, его поют все, это свободное творчество. А я считаю, что в фольклоре должна быть своя мера профессионализма, которая должна выражаться в вере своей традиции, приверженности ей, умении спеть кряшенскую песню так, как ее поют сами кряшены. А для этого нужно иметь знания, нужно слушать своих бабушек. Наши учителя - это прежде всего народные исполнители. Это нужно признавать. Весь фольклорный материал мы собираем во время экспедиций по деревням, обрабатываем с научной точки зрения, а уже потом выносим на сцену. Такое достоверное отношение к фольклору только приветствуется, оно сейчас востребовано. Естественная среда песни сегодня умирает. Бабушки, которые знают народные традиции, уходят одна за другой, поэтому фольклорные ансамбли становятся тем кладезем, где эти традиции могут сохранится. На фольклорные ансамбли возлагается большая надежда по сохранению и возрождению песенной традиционной культуры.

Руководитель Центра изучения истории и культуры кряшен и нагайбаков Геннадий Макаров подробнее остановился на инструментарии:

- Музыкальные инструменты - это одна из малоизвестных сторон нашей культуры, особенно это касается традиционных инструментов. Музыкальные инструменты были у народа еще до появления фабрик по их изготовлению. Например, фабричная балалайка появилась в конце 19 века. А до этого в каждой деревне были свои балалайки - каждый мастер делал их по-своему. Они были не с металлическими струнами (откуда в деревне металлические струны?), а с обычными кишечными, их натирали воском, натягивали на балалайку и играли. То же самое и со скрипкой. У нас есть опыт изготовления таких инструментов и игры на них. А в деревнях Елабужского района бабушки еще помнят старинные музыкальные инструменты, такие как кугыз (кубыз), сорнай или боргы. Теперь их нужно заново возвращать на сцену.

На семинаре в исполнении фольклорного ансамбля консерватории прозвучали песни различных вокальных традиций - чистопольских, мамадышских кряшен. Каждая традиция отличается своими особенностями, в каждом районе свои песни. Также студенты показали несколько народных танцев, а также исполнили песни других народов Поволжья.

Фольклорный ансамбль Казанской консерватории

показал мастер-класс по игре на народных инструментах

В ходе семинара выступила и руководитель Молодежной общественной организации кряшен «Бэрэкэт» - Алиса Спиридонова. Она сделала доклад-презентацию о летнем этнокультурном лагере для детей-кряшен «Айбагыр». Этническая смена проходит в Татарстане ежегодно в августе, начиная с 2012 года. Целью лагеря является формирование у детей национального самосознания и расширение знаний об этнических особенностях кряшен. Работа лагеря строится по нескольким направлениям: изучение истории, традиций, культуры кряшен; музыка, национальные музыкальные инструменты; народные песни и хореография; народные и религиозные праздники; встречи с известными деятелями науки и культуры; игры, конкурсы, спортивные состязания; экскурсии в Казань, Раифский монастырь, остров-град Свияжск и т.д. В завершении выступления, Алиса Спиридонова призвала елабужан отправить в этом году своих детей в лагерь «Айбагыр», заявив, что лагерь может принять до 120 детей в смену, а изъявляют желание только 60. «Неужели 60 детей - это наш максимум?» - задала присутствующим риторический вопрос Алиса Спиридонова.

Далее Геннадий Макаров предложил изучить несколько кряшенских песен вместе с залом. Собравшиеся с удовольствием поддержали инициативу и дружно исполнили две песни.

В завершении семинара организаторы семинара вручили руководителям ансамблей и заведующим сельскими клубами учебно-методические пособия и диски с кряшенскими песнями для дальнейшей работы по возрождению и популяризации кряшенского искусства. Заключительным мероприятием стала экскурсия в Музей истории города Елабуга, организованная руководителем Елабужского отделения Общественной организации кряшен Николаем Мельниковым.

Организаторы выражают благодарность Исполнительному комитету, Управлению культуры, Централизованной библиотечной системе, Представительству Ассамблеи народов Татарстана Елабужского муниципального района, елабужскому отделению Общественной организации кряшен Татарстана, а также фольклорным ансамблям «Айбагыр» и «Ак каз» и ученикам Большешурнякской школы за помощь в проведении семинара.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: