Туганайлар

Народная школа: изучить прошлое, вооружиться, внедрить в практику

11 октября в АН РТ состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Школьное и религиозное просвещение народов Среднего Поволжья и Приуралья», посвященная 150-летию открытия Казанской центральной крещено-татарской школы.

Организатор конференции - Центр исследования истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. На мероприятие были приглашены ученые, исследователи, общественные деятели из Татарстана и Чувашии. В рамках конференции были освещены такие вопросы как исторический опыт и современные аспекты образовательной, просветительской деятельности (заведующий Центра исследований истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Института истории им. Ш.Марджани Геннадий Макаров); чувашское просветительство (заведующий кафедрой чувашского и сравнительного литературоведения Чувашского государственного университета Виталий Радионов); школьное и религиозное просвещение татар-кряшен во второй половине XIX в. (старший научный сотрудник Центра ислледований истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Института истории им. Ш.Марджани Радик Исхаков); роль Николая Ильминского, Василия Тимофеева и кряшен в образовательном процессе (председатель Совета ветеранов кряшенского движения г. Казани Аркадий Фокин, соискатель отдела средневековой истории Института истории им. Ш.Марджани Николай Петров, доцент Казанского федерального университета Зоя Кириллова, учитель истории МБОУ «Усалинская СОШ» Мамадышского района Лидия Константинова); состояние изучения системы Николая Ильминского зарубежными исследователями (научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов, аспирант Института истории им. Ш. Марджани Римма Рахмангулова); история и культура нагайбаков (аспирант Института истории им. Ш. Марджани Рустем Аминов, руководитель исполкома Общественной организации кряшен Республики Татарстан Людмила Белоусова). Был дан обзор деятельности ряда образовательных учреждений конца XIX-начала ХХ веков (научный сотрудник Института Татарской энциклопедии АН РТ Чулпан Саматова, научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани Лилия Мухамадеева).

Каждый из выступающих остановились на более важных моментах, связанных с историей и влиянием школы на развитие образовательной системы того времени.

Геннадий Макаров

«Открытие и деятельность Казанской центральной крещено-татарской школы стало одним из важнейших знаковых событий в истории становления христианского и общешкольного просвещения кряшенского народа. Она стала моделью, по которой развивалось школьное и религиозное образование многих народов Поволжья.

Конференция является преддверием к большой дате - к 150-летию официального открытия Казанской центральной крещено-татарской школы на следующий год. В этом году исполняется 150 лет, как по инициативе просветителей того времени начала работать данное учебное заведение».

«Кряшены имеют много общего с другими этническими группами. В то же время много отличительных ценностей, которые нужно беречь и развивать.

В политическом плане кряшены сегодня сплетены в общую систему Татарстана и татарскую культуру. Это связано с тем, что вся система школьного образования связана с татарской культурой. Для того, чтобы сохранить самобытность, свою культуру на уровне школьного образования, в школьную систему нужно внедрить новые программы. Сегодня сохранить свой язык сложно всем народам, так как изучение этнической культуры предусмотрено лишь во внеклассной работе, в системе дополнительного образования.

Традиции крещено-татарской школы продолжаются. Пусть в несколько измененном виде. Уместно будет вспомнить об издательской деятельности Аркадия Фокина, об этнолагере «Айбагыр» для детей-кряшен, о фольклорных фестивалях, о работе воскресной школе в Набережных Челнах и специальных классов в Казани».

Виталий Радионов

«Просвещение народов Поволжья началось с Виктора Вишневского, который издал в 1836 году «Грамматику чувашского языка». Идея Николая Ильминского возникла в 1860-е годы. В открытии национальных школ должны признать заслуги как Н.Ильминского, так и В.Вишневского и других деятелей того периода. Начиная с Н.Золотницкого, Н.Ильминского, И.Яковлева появляются светские элементы в системе образования.

Национальная идея - это родной язык, родная школа и родная культура. За эти три составляющие, которые определяют настоящее и будущее любого этноса, должен бороться каждый народ. Система Н.Ильминского также опиралась на них».

Радик Исхаков ознакомил с историей крещено-татарской школы и описал влияние школы на другие последовавшие за ней образовательные учреждения. Выступление было дополнено презентациями первого алфавита, основанного на кириллицу, фотографий исторических помещений, где были расположены школы, работающие по системе Ильминского.

«В конце 19 века работало около 80 кряшенских школ. Около 80 процентов мужского пола и 30 процентов женского пола населения в это время получало начальное образование».

 

Николай Петров посвятил свое выступление деятельности и судьбе преподавателя, одного из выпускников крещено-татарской школы Федора Максимова-Сердинского, который был репрессирован и умер в тюрьме.

 

Зоя Кириллова подчеркнула, что начало ХХ столетия стало временем пробуждения национального самосознания кряшен. «В 1915 году в городах Вятка и Уфа начали издаваться газеты на кряшенском языке. В 1917 году была создана национальная кряшенская организация, основателями которой являются Давид Григорьев и Иван Михеев. В 1917-1930 гг. издаются в разных городах Татарстана несколько газет и журналов.

В 1918 году крещено-татарская школа преобразовывается в кряшенскую учительскую семинарию, которая, в свою очередь, в 1922 году стала кряшенским педагогическим техникумом.

В 1918 году был организован кряшенский советский театр, которому до 1922 года было суждено служить народу. В 1919 году организуется Центральное кряшенское издательство.

Следует упомянуть то, что именно в 1917 году начинается национальное движение среди кряшен. На первый план выдвигается лозунг «Кряшены - самостоятельная народность». Но отсутствие единства, организованности приводит к распаду.

В 20-е годы открываются краткосрочные курсы для учителей-кряшен, где в образовательном процессе большое место уделяется татарскому языку и письму, основанному на арабском шрифте. В 1922-1926 гг. издаются первые учебники, авторами которых являются кряшенские учителя.

К сожалению, в 30-е годы активное просветительское движение кряшен вынуждено было прерваться. В 1930 году закрыли кряшенский педтехникум, кряшенские отделы в организациях, перестала существовать газета «Киңәш».

Лишь в 90-е годы национальное движение кряшен вновь возобновилось. В 1993 году начала издаваться газета «Керәшен сүзе», в 2002 году - газета «Туганайлар». Ведется большая работа по сохранению национальной культуры, фольклора, народных обычаев».

 

Раис Сулейманов рассказал о том, какими зарубежными учеными были исследованы кряшены и система Ильминского. «Мной обнаружены только шесть таких авторов. Большинство оценивает систему положительно и рассматривает ее как просветительскую.

Лишь один из специалистов - ученый университета Анкары Дурмуш Арык встречался с кряшенами. У остальных исследователей респондентами, консультантами, экспертами выступали татарские историки, позиция которых была очень проста: кряшены - это продукт царской политики насильственной христианизации. А Ильминский - сторонник коварной политики. Изучая работ зарубежных исследователей нужно обратить внимание на то, какие источники они используют, и, главное, на каких авторов они ссылаются».

Лидия Константинова подчеркнула, что каждое учебное заведение славится не только своими педагогами, но и своими учениками. На примере своего родного села Владимирово Мамадышского района она оценила просветительскую деятельность Василия Тимофеева.

Рассказав о преподавательской деятельности одного из выпускников крещено-татарской школы - Федора Тупаева, выявила роль крещено-татарской школы в образовательной системе.

Слова из выступления Аркадия Фокина подвели итог всей конференции:

«Если Ушинский является создателем русской педагогики, то Ильминский - основатель инородческой. Ильминский пишет: «Народная школа должна образовывать непосредственно людей, из которых слагается народ. Поэтому она должна выпускать хороших людей. Наши школы работают над тем, чтобы дать грамоту и выпускать хороших специалистов. На первый план должны ставить выработку хороших качеств учащихся, хорошего воспитания и только потом обучение».

Воплощение замысла народной школы Н.Ильминского забыто. Педагогическое наследие ученого фактически сейчас не используется. Нам бы изучить прошлое, вооружиться им, внедрить в практику, только потом идти вперед. Те, кто занимается изучением деятельности Н.Ильминского, должны не только вносить свою лепту в его реабилитацию, но и постараться, чтобы обращали внимание на его педагогическое наследие».

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Реклама
  • 4 май 2018 - 16:28
    Правнуки рассказывают о своем прадеде (http://pestrecy-rt.ru/)
  • Закрытие IV Форума кряшенской молодёжи Фоторепортаж
  • Волнуют ли кряшенскую молодёжь вопросы семьи? ФОТОРЕПОРТАЖ
  • "Айбагыр" Олы көн 2018
  • Чему научились делегаты Форума на мастер-классах ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Открытие IV форума кряшенской молодёжи ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как делегаты IV Форума провели первый день
  • В Кировской области впервые прошел семинар по наследию кряшен
Ночной режим