Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

На Нижней Каме оставлен след кряшенских деревень: Ахтуба

На окраине города Нижнекамска доживает свой век маленькая кряшенская деревня Ахтуба. В ней не так много домов и всего одна улица

В 1961 году на левом берегу реки Кама заложили первый фундамент «города нефтехимиков» - Нижнекамска, которого в детстве мы любовно называли «нижникамой». Романтики со всех уголков России и из близлежащих деревень съезжались строить город для новой жизни, оставить имена в истории. Первопроходцы, первостроители (в честь которых названы улицы Нижнекамска: Первопроходцев и Строителей) с пылом и жаром сердец клали фундамент города на Нижней Каме. В 1966 году благодаря молодым и амбициозным энтузиастам на карте ТАССР появился новый город.

Однако его возникновение носило не только радостный характер. Ведь город активно поглощал близлежащие деревни. Вместо них на Нижней Каме сегодня оставлен лишь след от кряшенских деревень Ахтуба, Чабья, Соболеково...

Ахтуба живёт и ныне скромной деревенской жизнью, а вот Чабью и Соболеково настигла печальная участь. Они стёрты из карты Нижнекамского района.

В память об этим деревнях в Нижнекамске названы улицы и дорога: Чабьинская, Ахтубинская улицы и Соболековский тракт.

Если бы деревни оставались жить, то при подъезде к «городу химиков» по Соболековскому тракту, вас бы слева встретили деревня Чабья, а справа — деревня Соболеково.

Чуть подальше, всего в одном-двух километрах от бывшей деревни Чабья, расположилась деревня Ахтуба.

Согласно данным Татарского энциклопедического словаря данная деревня известна с 1678 года. Её жители занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, изготовлением телег.

Ахтуба, как и многие другие деревни и села, территориально «кочевала». Так, до 1920 года она входила в Афонасовскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. С 1920 года была в составе Мензелинского, с 1922 года — Челнинского кантонов ТАССР. С 1930 года в Челнинском, а с 1965 года в Нижнекамском районах.

В данной деревне число жителей никогда не превышало тысячи человек. Сравним данные: в 1870 году в деревне проживал 541 человек, в 1897 году — 607, в 1920 году — 778, в 1926 году — 647, в 1938 году — 668, в 1949 году — 585, в 1958 году — 437, в 1970 году — 397, в 1979 году — 373, в 1989 году — 92. К 2000 году число жителей сократилось до 42 человек. 

Название деревни, скорее всего, имеет тюркское происхождение. Оно состоит из двух слов: «ах» и «туба», где «ах» (ак), является общетюркским словом и именует «белый» цвет, а «туба» (түбә) имеет значение «верхушки, вершины; крыши, макушки».

Интересно, что слово «ак» не встречается в таких тюркских языках как якутский и чувашский. В чувашском языке белый цвет обозначается словом шурӑ, а в якутском — үрүң. Следовательно, по предположению, Р.Г.Ахметьянова, данное слово не является древним по происхождению. Слово «түбә» напротив, мы найдём как в тюркских языках, так и в финно-угорских. Например, в марийском языке — түвӓ, в мордовском — тёбя.

Неизменность тюркского происхождения слова «ахтуба» подчёркивается и тем, что среди мест проживания тюркских народов встречаются населённые пункты или водные объекты с похожим названием: город Актобе в Казахстане, река Ахтуба, левый рукав Волги, и город Ахтюбинск в Астраханской области, посёлок городского типа Актюбинский в Азнакаевском районе Республики Татарстан.

Источники: Этимологический словарь татарского языка в двух томах Р.Г.Ахметьянова, Татарский энциклопедический словарь

Фото: из личного архива Геннадия Макарова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев