Туганайлар

Музей – судьба народа

Ежегодно 18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Международный день музеев появился в календаре в 1977 году, когда на очередном заседании Международного совета музеев было принято предложение российской организации об учреждении этого культурного праздника.

 
По неофициальным данным, в России насчитывается около 2700 государственных музеев. А точное количество всех музеев в стране остается тайной. Музеи бывают разных направлений: этнографический, археологический, военно-исторический, историко-революционный, общеисторический, технический, естественнонаучный, литературный, краеведческий и другие.
 
Большой интерес представляют этнографические и краеведческие музеи, где можно найти информацию и увидеть экспонаты на кряшенскую тему. Бывая в разных деревнях Татарстана, Башкортостана и Нагайбакского района Челябинской области, где компактно проживают кряшены, мы посещали местные краеведческие музеи. Если в одних деревнях «кряшенской» экспозиции выделен один кабинет в школе, уголок в клубе или библиотеке, то в других - это полноценный музей. Особенно в этом деле преуспели в Нагайбакском районе: почти в каждом селе есть свой большой и богатый музей. В 2015 году большой трагедией обернулся для нагайбаков пожар, уничтоживший весь краеведческий музей поселка Остроленка, где были собраны уникальнейшие образцы народной культуры, старинные иконы… К счастью, на сегодняшний день музей восстановлен, а прежние экспонаты были заблаговременно занесены в электронный каталог. Печальная участь постигла музеи, которые располагались в школах кряшенских деревень. Из-за оптимизации в системе образования республики, были закрыты десятки образовательных учреждений, а вместе с ними были утрачены уникальные экспонаты… В таких сложных условиях в наших селах нужны люди, которые не дадут пропасть бесценному наследию кряшен и сохранят то немногое, что еще осталось. Побывав в деревне Кулущи Мамадышского района, мы посетили недавно созданный музей деревни и убедились - волонтеры по сохранению кряшенского наследия еще есть.
 
 
 
 
Несколько лет назад Василий Максимов, всю жизнь проработавший механиком на заводе «КамАЗ» в Набережных Челнах, вышел на пенсию и решил вместе со своей супругой Валентиной оставить городскую суету и уехать в родную деревню. В Кулущах они построили уютный дом, обзавелись небольшим хозяйством и погрузились в сельскую жизнь с её размеренным течением. Не привыкшие сидеть без дела, прошлым летом супруги Максимовы стали поднимать в деревне «кряшенское» наследие. Обсудив идею с местными жителями и получив одобрение у главы сельского поселения, активисты принялись за сбор экспонатов. Для музея было выделено два небольших помещения в здании клуба, в котором много лет располагалась школа.
 
«Первая комната информационная, здесь представлены стенды с историческими сведениями об истории деревни Кулущи, о знаменитых выходцах из деревни, - рассказал нам Василий Лаврентьевич, - а самое главное - полный список тех, кто ушел на поля боевых сражений Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Я составил уточненный список, в котором оказалось 108 человек. Здесь же можно увидеть их наградные листы. В нашем музее есть информация и об участниках первой мировой войны».
 
 
В ходе небольшой экскурсии, которую нам провел Василий Максимов, мы увидели на стенах генеалогические древа основных родов, которые проживают в деревне - Чебышевых, Усачевых, Максимовых. При составлении этих древ много информации было почерпнуто из церковных метрик Троицкой церкви села Урманчеево, поскольку 30 процентов прихода составляли жители Кулущей. В экспозиции музея представлены также разнообразные предметы сельскохозяйственного и бытового назначения, книги, учебные принадлежности.
 
 
 
Вторая комната - имитация кряшенского дома. Повсюду вышитые и тканые вручную полотенца, по краям украшенные кружевами, посреди комнаты висит детская колыбель, рядом расположилась старинная детская коляска, на кровати разложены предметы домашней утвари, образцы женских головных уборов - «тугэрэк жаулык», «суреке», разные платки. В музее представлено несколько образцов кряшенских костюмов - детских, женских и мужских. На стенах - множество фотографий, размещенных в рамы старинных зеркал, - создается впечатление, будто лица, когда-то смотревшиеся в эти зеркала, остались в их памяти… Традиционно главное место в кряшенском доме отведено иконостасу, украшенному вышитыми шторками. А перед ним - обеденный стол, на котором почетное место занимает самовар. Есть тут и прядильня, и старинный сервант, и музыкальные инструменты, и много других интереснейших экспонатов, собранных Василием Максимовым и его односельчанинами.
 
«Все это искали в старых заброшенных домах, - рассказал нам о появлении тех или иных экспонатов Василий Лаврентьевич. - А старинные фотографии есть почти в каждой семье - мы забирали их, снимали копии, при необходимости увеличивали. В ходе моих исследований, в церковной метрике нашел информацию, что 1 октября 1907 года из деревни Кулущи в один день венчались в церкви сразу 6 пар. Оттуда же нам стало известно, что в то время в деревне проживало около 1500 человек, и было порядка 240 хозяйств, а за период с 1906 по 1913 годы в Урманчеевской церкви венчались несколько военнослужащих императорской армии - выходцы из нашей деревни».
 
Увлеченный историей своей деревни, Василий Максимов рассказал, что в 1916 году в Кулущах открылась своя церковь, которая действовала до 1932 года. В экспозиции музея также можно увидеть карты 1700-х годов, на которых указана деревня Кулущи - одна сторона деревни называлась Кулущи, другая сторона называлась Малые Сюни. Когда в 1715-х годах была построена первая церковь, деревня имела название село Покровское. Однако спустя какое-то время церковь была перенесена в сторону Берсутского медеплавильного завода и деревня снова стала называться Кулущи. В музее мы узнали, что есть несколько вариантов, откуда появилось название деревни. По версии Максима Матвеевича Усачева, много лет проработавшего здесь учителем и директором школы, название «Кулущи» произошло от слов «кул» и «эшче» - работающий руками. А согласно версии Тимофея Михайловича Леонтьева, когда-то в эти места пришли булгары, они обосновались здесь и занимались изготовлением деревянных колышек для ткацких станков - колышки называли «кылыч» - отсюда и название «Кылычлы». Еще одна версия следующая. Примерно в 1619 году в эти места пришли землемеры. Здесь оказалось так много родников, бьющих из-под земли, что землемеры воскликнули: «Тут оказывается одни ключи!». А наши люди, не понимающие русский язык, произносили слово «ключи» как «колышчы».
 
 
 
 
 
По словам Василия Максимова, если бы у него в молодости было сегодняшнее мировоззрение, он бы многое записал у старшего поколения. Уехав из деревни молодым парнем после окончания школы, он тогда не понимал, что многое уходит безвозвратно. Сегодня он старается заполнить этот пробел, ведет исследовательскую работу. На вопрос, будет ли у музея официальный статус, Василий Максимов ответил, что это им не нужно. Они создавали этот музей для местных жителей, для детей, для следующих поколений. «Если самим сельчанам интересен этот музей, то этого вполне достаточно. Ведь официальный статус не дает музею никаких преимуществ, но требует много отчетности и лишней документационной работы. Кто интересуется - может в любой момент прийти и изучить материалы, собранные здесь» - подытожил свой рассказ Василий Лаврентьевич.
 
Читайте ещё:
 
 
 
 
 

 

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Инстаграм, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Иң мөһим һәм кызыклы язмаларны Татмедиа Telegram-каналында укыгыз


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: