Туганайлар

Мунайка: вчера и сегодня

Деревня Мунайка расположена недалеко от Менделеевска. Первые поселенцы-кряшены появились в нем еще в начале 18 века. Само название деревни связано с удмуртским воршудным именем. А сегодня в нем дружно живут кряшены, русские и другие народности

Страницы истории

Каждый населенный пункт имеет свою историю образования. Как правило, ее преданно хранят старожилы деревень. Село Мунайка – не исключение. Местные жители нам рассказали, что первые поселенцы из кряшен пришли сюда из деревни Сетяково. А основателем села был некто по имени Монай. До них здесь жили татары. Мы решили проверить эту гипотезу и обратились к краеведу Валерию Зарубину. Вот что он нам рассказал:

По данным Российского государственного архива древних актов города Москвы по 2 ревизии 1745 года (фонд 350, опись 1, дело 1155, листы 626-628) «О убывших» видно, что из деревни Сентяково в 1721-1722 годах были переселены государственные ясашные новокрещены в деревню по речке Мунай. Их было 33 мужчин. Ко 2 ревизии 1745 года из них 8 умерло.

По данным 2 ревизии 1745 года (дело 1139, листы 243об – 247) видно, что деревня записана как новопоселенная по речке Мунай. Она числилась в Зюрейской дороге Казанского уезда. Все жители записаны как государственные ясачные до прежней ревизии крещеные.

Перешедшие из деревни Сентякова Зюрейской дороги Казанского уезда – 75 мужчин.

1. Из деревни Казакова Уфимского уезда из татар Бикмонер Алметев (в крещении Иван Алексеев 30 лет и его сын Дмитрий 2 года).

2. Из ясачной деревни Серца Кибя Арской дороги Казанского уезда умершего вотяка Агмекия Мамакулова сын по первой переписи рожденный крещеный Иван Тимофеев 21 лет и его сын Никон 2 недели.

3. Из деревни Мелькен сотни Аиткула Таганоева Зюрейской дороги Казанского уезда из татар три брата Мекметка Бикметев (в крещении Иван Ермолаев 28 лет), его брат Мустафачка Бикметев (в крещении Никита Ермолаев 25 лет), его брат Еперке Бикметев (в крещении Василий Ермолаев 23 лет).

4. Из деревни Тутаева Надынской сотни Арской дороги Казанского уезда умершего вотяка Евобра Кикбаева сын (в крещении Иван Никитин 22 лет).

Итого в новопоселенной деревне по речке Мунай проживало 83 мужчин.

По данным 3 ревизии 1762 года (дело 1206, лист 441- 447об) записано: «1762 года, июня дня, Казанского уезду, Зюрейской дороги, Афонасьевой сотни Тимофеева, а ныне правит сотник Егор Петров, деревни Мунай, старокрещеной выборной Данила Васильев, староста Федор Емельянов, по силе публикованного в нынешнем 1762 году, января 10 дня, правительствующего сената указу, с общагомирскаго согласия, дали сию скаску, о положенных в нижеписанной деревне, по последней ревизии 1747 году, в подушном окладе и ис того числа разными случаями убылых, после того вновь рожденных, и объявляем по самой истине, без всякой утайки, а буде впредь обличены явимся, в том повинны будем, положенного по указам тяжкого штрафа, без всякого милосердия».

По архивным данным видно, что из деревни Мунай Зюрейской дороги Казанского уезда было переселение ясашных старокрещен в деревню Юшады в составе 8 семей (19 мужчин, количество женщин не указано) и одной семьи (1 мужчина, женщины не указаны) в деревню Гардали.

Итого в деревне Мунай к 1762 году проживало 55 мужчин и 60 женщин, умерло или выбыло 55 мужчин.

По данным архива города Казани (фонд 3, опись 2, дело 447, листы 1 – 15) по 5 ревизии 1795 года деревня Мунайка числилась в Вяткинском наместничестве Елабужского округа в Гришинской сотне, ранее в сотне Петра Лукина. В ней проживали старокрещены. По переписи 1782 года в деревне было 64 мужчин и 75 женщин, выбыло 18 душ. По переписи 1795 года в Мунайке жили 57 мужчин и 91 женщина, выбыло 26 душ.

По данным 6 ревизии 1811 года (фонд 3, опись 2, дело 460, листы 1 – 4) деревня Мунайка числилась в Уишнинской волости Елабужского уезда Вятской губернии. В ней проживали ясашные старокрещеные в 28 дворах в 70 мужчин и неизвестного количества женщин.

А вот название деревни связано, по предположению лингвистов, с удмуртским воршудным именем Муне – «кукла, кукольный». Исследователь Михаил Атаманов связывает его с удмуртским «мень» в значении «невеста».

Село сегодня

Первый колхоз под названием «Красная Армия» в Мунайке появился в 1931 году.

В 1958 году, согласно данным Татарской энциклопедии, колхозы «Красная Армия», «Новая жизнь» (ныне несуществующее село Полянка), «Память Ленина» (село Татарские Челны) объединены в колхоз «Память Ленина» (правление колхоза в селе Татарские Челны).

С 1964 года правление колхоза «Память Ленина» находилось в деревне Мунайка.

В 1970 году колхоз «Память Ленина» вошел в состав совхоза «Бондюжский» (центральная усадьба в селе Татарские Челны; овощеводство). В 1991 году на базе второго отделения совхоза «Бондюжский» создан колхоз «Татарстан» (деревня Мунайка). По данным 1992 года, деревня в составе колхоза «Татарстан» (деревня Мунайка).

Сегодня жители деревни работают преимущественно в Менделеевске, ведь город находится всего в пяти километрах от села, а также в соседних - Елабуге и Набережных Челнах. Многие молодые люди уехали в города работать и учиться, поскольку на селе работы нет из-за отсутствия колхозов и совхозов. Однако есть такие, которые изъявляют желание строить дом и жить в Мунайке. Например, семья Любовь Калягиной. Калягины получили денежную сумму по программе «Молодая семья, работающая на селе» и построили дом.

В 2013 году в Мунайке построили клуб. Любовь Калягина успела зарекомендовать себя в нем как молодого и перспективного работника. Она трудится художественным руководителем учреждения.

«Двадцать лет в Мунайке не было клуба. И все было забыто. Не так давно, если не ошибаюсь в 2015 году, мы начали возрождать кряшенские традиции.

У нас проходят различные фестивали, мастер-классы по народному танцу кряшен, по национальным блюдам. Мы проводим такие мероприятия для детей, потому что они, можно сказать, ничего не знают. Наша задача – донести до них культуру кряшен. Мы возрождаем народные игры не только кряшен, но и других народов. Участвуем в мероприятиях соседних сел. Например, в районном конкурсе «Кряшен чибяре», который проводится в селе Сетяково. Кто, если не мы», - отметила Любовь Калягина. 

Коллектив в клубе очень молодой. Ему всего лишь 6 лет. Однако он успел сделать многое. Например, создать ансамбль «Милэшкэем». В него входят семь человек. Он был образован в 2016 году. В репертуаре коллектива - старинные кряшенские песни.

Строительство таких учреждений, как клуб, обеспечивает молодых людей рабочими местами и является успешной площадкой для реализации творческого потенциала, креативных идей, считает Любовь Калягина.

По данным Татарской энциклопедии, до 2004 года в деревне работала начальная школа. Действуют детский сад «Тургай» (здание построено в 1985 году), библиотека (с 1999 года), фельдшерско-акушерский пункт (с 2013 года, в здании многофункционального центра) – неплохая инфраструктура для села.

В деревне есть два столба-часовни из известняка – места совершения религиозных обрядов кряшен. Они украшены полотенцами.

Мунайка сегодня – это около 500 жителей, из которых кряшены составляют 26%, русские – 51%, остальные - другие народности.

Несмотря на такую пестроту, народ живёт здесь дружно. Люди стараются сохранить и передать подрастающему поколению традиции каждого народа.

Благодаря близости с городом нет ощутимого оттока населения, напротив, есть те, кто строится на селе. А значит, есть надежда, село живёт.

 

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Инстаграм, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: