Туганайлар

МАКСИМ ГЛУХОВ И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ КРЯШЕН

На прошедшей 10 ноября в Казани научно-практической конференции, посвященной памяти историка, журналиста Максима Глухова, был озвучен ряд докладов о жизни и деятельности ученого. 23 ноября ему исполнилось бы 75 лет. Известно, что Глухов много времени и сил посвятил проблеме изучения истории кряшен. О достижениях и выводах ученого сообщила на конференции...

При составлении библиографического указателя «Кряшеноведение», пришлось изучать традиционные и электронные библиографические и печатные ресурсы крупнейших библиотек. Оказалось, история кряшен остается малоосвещенной, следовательно, малоизученной.

Кряшены в какой-то мере упоминаются в трудах русских миссионеров касательно периода с середины 16 века. По-видимому поэтому впоследствии и татарские ученые определили начало истории кряшен с середины 16 века, еще чаще с 18 века.

Исключением являются труды М.С. Глухова. Он предположил, что этноним кряшены «восходит к историческим керчинам (от санскрита «кер» - гора + китайского «чин» - человек), то есть жителям гор, и в прошлом, очевидно, служил этническим названием одного из татарских племен, известных как кераиты (гераиты). Они населяли средневековую Керию и являлись наследниками первого Тюркского каганата. Эта народность часто упоминается, - продолжает М.С. Глухов, - практически во всех исследованиях по этнической истории тюрков, в ряду тюркских племен приводится в словаре М.Кашгарского (1073 г.), в работах персидского историка Рашид-ад-Дина (VIII в.). С десятого века кераиты исповедали христианство несторианского толка. Известно, - далее пишет он, - что еще в 718 году несторианский патриарх Тимофей обратил в Каракоруме в христианство анатолийского султана. В составе единого государства кераиты мирно сосуществовали с уйгурами - манихеями и несторианами по вероисповеданию. Тюркоязычность кераитов многократно подтверждена исследованиями специалистов.

Далее М.С. Глухов освещает свое видение дальнейшей судьбы кераитов. Если до этого он ссылался на определенные источники, в этой части он указывает источники, которые только косвенно подтверждают его прозрения. Среди них: Д.М. Исхаков, П.П. Семенов (Тянь-Шанский), С.Х. Алишев, Н.И. Воробьев и некоторые другие.

М.С. Глухов, единственный среди исследователей, тщательно изучал историю кряшен, выискивая среди многочисленной литературы даже малейшие упоминания о кряшенах. Тогда многие средневековые источники (восточные и западные) еще не были переведены и напечатаны.

М.С.Глухов с семьей. 1982 год

Радикально настроенные татарские историки (например, Ф.Г. Ислаев) происхождение кряшен (по его выражению крещеных татар) отнесли к 18 столетию, ко времени миссионерской политики российского государства в Среднем Поволжье.

В исследованиях серьезных историков (например, Д.М. Исхакова) вопрос о формировании этноса тоже сводится к христианизации татар после взятия Казани, отсюда вместо самоназвания «кряшены» в Татарстане используется термин «крещеные татары». Правда, термин был введен в научный оборот, как уже выше сказано, еще в 19 веке русскими миссионерами, прежде всего учеными и преподавателями Духовной академии. Они разделяли кряшен на 2 группы: старокряшены и новокряшены. Мне представляется, они не ставили проблему выяснить, с какого времени существуют старокряшены. Они подчеркивали их большую по сравнению с новокрещенами приверженность к православию, занимались их просвещением.

Итак, кряшены - тюркский народ по происхождению, православные христиане по вероисповеданию. На Средней Волге среди тюркских народов только два таких этноса: кряшены и чуваши. Следовательно, историю этих народов, в данном случае кряшен, необходимо изучать в тесной связи с вопросом о распространении христианства в Камско-Волжском регионе.

Теперь ученым хорошо известно, что христианство в среду местного населения Поволжья проникло еще во времена Хазарского каганата, Волжской Булгарии, Золотой Орды. Так, в Никоновской летописи есть сведения о том, что в 990 году князь Владимир направляет в Булгарию Марка Македонского для проповеди христианства. В итоге четверо булгарских князей пришли в Киев, чтобы там креститься. Найденные при археологических раскопках около Малой Перещепины и хранящиеся в Государственном Эрмитаже сокровища Кубрат хана, среди которых имеются символы христианства: золотые кресты на монетах, на вставке из горного хрусталя, и другие также позволяют сделать вывод, что часть раннеболгарской знати, в том числе пришедшая на Среднюю Волгу, исповедовала христианство.

Хотя авторы многотомного издания «История татар» утверждают, что к концу Х века Булгария становится средневековым мусульманским государством, на всей территории которой полностью утвердился ислам, он (ислам - Т.Д.) на Волге, по-видимому, приживался медленно в городах и особенно, в сельской местности. Об этом свидетельствует сочинение «Таварих и Булгария» булгарского писателя Хисамутдина бине Шарафетдин аль Муслими и свидетельства арабских путешественников. Так, Эль-Балхи оставил запись о «внутренних булгарах-христианах», Ибн-Хаукаль отмечает наличие среди внутренних булгар христиан и мусульман, Ибн Русте писал: «большая их (булгар - Т.Д.) часть приняла веру ислама, неверный из их поклоняется любому, что встречается из понравившегося ему». Следовательно, среди булгар сохранилось и язычество, что подтверждается также найденными на Майкарском городище украшениями - амулетами, отражающими космогонические, еще языческие, по мнению специалистов, представления булгар.

В татарских шеджере (родословных), эпитафийных записях на «кабер ташы», М.С. Глухов обнаружил наличие в роду домусульманских имен вплоть до середины 18 века, а в архивных документах, составленных до взятия Казани Иваном Грозным, оказались татарские князья и служилые люди с русскими именами «Матвей, Иван, Андрей» и т.д.

Согласно Лаврентьевской летописи в 1229 году принял мученическую смерть от жителей Великого города купец болгарин Аврамий, проповедовавший христианство в Булгарии и отказавшийся отступить от своей веры. В следующем году его останки были вывезены в город Владимир и православная церковь причислила Аврамия к лику святых.

Также очень интересные сведения о проникновении православного христианства в Поволжье содержатся в родословных золотоордынских ханов, опубликованных в журнале «Мирас» № 4 за 1994 год. Науке давно известно, что некоторые золотоордынские ханы были православными христианами и связаны брачными узами не только с великими русскими князьями, но и с православными византийскими императорами. Как известно, христианство распространялось среди монголов еще во времена Чингиз-хана. Христиане несторианского толка были в семье самого правителя и его наследников (например, старшая жена любимого четвертого сына Толуя Соркуктани-беги, кереитка по национальности была христианкой несторианского толка), что подтверждает вышесказанные выводы М.С. Глухова. Однако пока нет достаточных оснований для такого утверждения, следовательно, нужны дальнейшие исследования.

Анализируя пути и время проникновения христианства на территорию Волго-Камского региона до 16 века А.В. Журавский выделяет 5 этапов:

- Хазарско-Аланский период, VII-Х вв.;

- Южнорусский период - проникновение христианства из Киевской Руси, Х-ХI вв.;

- Владимирский период - проникновение христианства из Северной (Владимирской) Руси, ХII в.;

- Золотоордынский период, ХIII-ХVI вв.;

- Московский период - проникновение христианства из Северной (Московской) Руси, ХV-ХVI вв.

Многие источники сейчас публикуются. Есть переводы арабских источников в многотомной истории татар. Центр по изучению военной и общей истории выпускает многотомное издание «Золотая Орда в источниках», где будут отражены арабские и персидские сочинения, русские и армянские источники, сочинения монгольских, китайских и европейских авторов.

В Татарской электронной библиотеке появилась интерпретация доктора философских наук Ризы Бариева пока официально непризнанных булгарских летописей «Джагфар тарихы». Там есть сведения о том, что в 619 году болгарский правитель Бу-Юрган (Орган) для укрепления союза с Византией с частью булгар принял православное христианство в греческом городе Херсонесе (Корсуни), который булгары называли Кряшен. Отрывок интересен не только новыми сведениями о принятии христианства булгарами, но первым упоминанием термина «кряшен» в булгарских источниках. Возможно, в этих источниках есть упоминания о кереитах или христианах среди тюркских народов Великой Булгарии и Золотой Орды.

Особенно интересен булгарский след в связи с тем, что он сохранился в народном песенном творчестве до наших дней:

Ургый гына ургый урак урдым

Ата-бабабызның кәсебе.

Керәшеннәр кем дип сорасагыз,

Болгарлардан килгәннәселе.

(Жала в поле я серпом

Это досталось нам от дедов.

Если спросите, кто кряшены -

Те, чей род идет от болгар).

По философии евразийства, пограничье между Западом и Востоком в ХIII -ХIV веках проходило между империей Чингизидов, православной Византией и Киевской Русью с одной стороны, и западными католоческими государствами и Римским папством, с другой. По мере распада Золотой Орды это пограничье продвинулось на Восток и в настоящее время представляет территорию Российской Федерации, более конкретно - республику Татарстан. Самое острие этого пограничья проходит через сердца и души кряшен - народа, тюркского по происхождению, православного по вере, желающего сохранить свою самобытность и самоидентификацию и доказать добровольный выбор своей религии.

Следовательно, в источниках, отражающих жизнь этого пограничья, следует искать по крупицам историю кряшен, как это делал в свое время по известным тогда источникам М.С. Глухов.

Мне могут возразить, что нет никаких доказательств о принадлежности современных кряшен к тем далеким христианам Волжско-Камского края. Но, ведь, обратное тоже не доказано. Не могли же вовсе не сохраниться потомки тех христиан, не могли же они улететь в небо или провалиться под землю. Если сами ханы были христианами, безусловно, часть подданных (если и не все) принадлежала к этой конфессии. Следовательно, проблема требует опять же дальнейшего исследования, как и многие другие вопросы относительно истории кряшен.

Косвенные доказательства о том, что кряшены приняли христианство, будучи язычниками, а не мусульманами, имеются. Исследователи легко обнаруживают остатки язычества в обрядах и праздниках, говорах и диалектах, в одежде и других сферах материальной культуры кряшен почти при полном отсутствии арабизмов.

Особенно большой интерес в этом отношении представляет музыкальный фольклор кряшен, так как именно в кряшенских песнях сохранилось общее духовное и культурное наследие тюркского народа Волжско-Камского края доисламского периода.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Реклама
  • 4 май 2018 - 16:28
    Правнуки рассказывают о своем прадеде (http://pestrecy-rt.ru/)
  • Закрытие IV Форума кряшенской молодёжи Фоторепортаж
  • Волнуют ли кряшенскую молодёжь вопросы семьи? ФОТОРЕПОРТАЖ
  • "Айбагыр" Олы көн 2018
  • Чему научились делегаты Форума на мастер-классах ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Открытие IV форума кряшенской молодёжи ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как делегаты IV Форума провели первый день
  • В Кировской области впервые прошел семинар по наследию кряшен
Ночной режим