Туганайлар

ЛИЛИЯ САРВАРОВА: «У исполнителя народной песни должен быть зов крови»

Воссоздание подлинной народной манеры исполнения - это то, к чему стремятся фольклористы всего мира. Добиться настоящего аутентичного исполнения в современных условиях жизни, когда многое позабыто, довольно непросто. Руководитель фольклорного ансамбля Казанской государственной консерватории Лилия Сарварова рассказала корреспонденту газеты «Туганайлар» о том, как достигается максимальное соответствие этнорегиональной песенной традиции в её...

- Расскажите, как в консерватории появился фольклорный ансамбль?

- Фольклорный ансамбль Казанской консерватории был создан в 2005 году, на основе кафедры этномузыкологии, которая открылась в 2003 году. Первым руководителем кафедры стала Елена Михайловна Смирнова, в рамках учебного плана по её инициативе возник такой фольклорный ансамбль. Первым руководителем коллектива стала тогда выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории, председатель Казанского филиала Российского фольклорного союза Наталья Борисовна Кондратьева. С 2007 года ансамблем стала руководить я.

- Как попадают участницы в коллектив?

- Ансамбль наш учебный, нужно помнить об этом. Участ-ницы автоматически попадают в ансамбль, поступая на кафедру татарской музыки и этномузыкологии. Это их обязательный предмет, это их специальность, они сдают государственный экзамен по этой дисциплине, представляют собственную программу, составленную на основе записей, собранных в экспедициях.

- В чем заключается основная идея кафедры этномузыкологии?

- В воспитании этномузыкологов. Этномузыколог - это человек, который разбирается в народной музыке, его дея-тельность может быть в самых разных ипостасях: он может и преподавать, может быть и кабинетным ученым, может создавать свои коллективы и так далее. Одним словом, это человек, который знает фольк-лор. Каким образом это происходит? Не только в форме прослушивания лекций ведущих этномузыкологов, фольклористов Казани и региона, но и в форме экспедиционных выездов. Каждое лето наши девочки выезжают в экспедиции, в какой-то район, ареал, собирают материал в течение определенного количества времени, его обрабатывают, расшифровывают, все песни ложатся на ноты, на этой базе они делают дипломную работу, в том числе собранный ими материал идет в репертуар ансамбля.

- Если кафедра этномузыкологии открылась только в 2005 году, то Вы сами на какой кафедре обучались?

- Я училась на кафедре татарской музыки, но аспирантуру закончила уже на кафедре этномузыкологии. Сама я в то время занималась мишарями и продолжаю изучать эту тему по сей день.

- В репертуаре ансамбля только песни или вы используете и другие жанры?

- Основной принцип нашего ансамбля - мы используем только то, что сами собираем. В экспедициях записываем разного рода фольклорный материал, конечно и хорео-графию, так как танцы еще продолжают существовать у многих народов.

- Сейчас на канале "ТНВ" появилась передача «Аулак өй», которая пытается вынести фольклор на широкую публику. Вы хотели бы принять участие там?

- Две девушки из нашего ансамбля - Анастасия Степанова и Лилия Зиганшина - уже принимали участие в этой передаче, как гости, вместе с государственным ансамблем «Бермянчек». Они исполняли кряшенские песни в выпуске, посвященном Вербному воскресению. Конечно, в будущем мы с нашим ансамблем с удовольствием могли бы принять участие в этом проекте.

- А что интересного вы могли бы там показать?

- Какие-то обряды, например, кряшенские. Или же мишарские танцы. Кряшенских песен у нас огромное количество, в том числе и нагайбак-ских. Интересного материала много, если поступит предложение - продумаем.

- Из фольклорных образцов каких народов состоит ваш репертуар?

- В самом Татарстане живут представители самых разных национальностей: взять даже разные районы республики - тут представлены и марийцы, и удмурты, и кряшены… Вот и у нас в консерватории учится самый разный национальный состав. Например, возьмем прошлый выпуск: у нас заканчивали учебу башкирка и марийка. Соответственно, мы представили башкирскую и марийскую программу. На следующий год у нас на выпуске будут кряшенская и мишар-ская программы. Исходя из этнической ситуации мы поем на пяти-шести языках.

- А столько костюмов откуда берете?

- Костюмы - это отдельная история! Наша задача - не только петь, но и представлять фольклор так, как он бытует в народной среде. Аутентичность преследуется нами на всех этапах: начиная от исполнения, заканчивая костюмом. Часть наших участниц выступает в настоящих костюмах, которые они привезли из экспедиций или им подарили свои собственные бабушки. Например, две участницы (казанские татарки) выступают в костюмах, которые носили в 30-40-х годах их бабушки. А часть костюмов шьется по точным эскизам, которые делаем мы сами во время этнографических экспедиций - в том случае, если нам эти костюмы не дарят. Стараемся как можно точнее зарисовать, подобрать подходящие ткани, то есть воспроизвести так, как есть на самом деле.

- Чем отличается аутентичное исполнение от академического?

- Это что называется «две разные песни». Наши студентки, обучающиеся на кафедре этномузыкологии, владеют только аутентичной формой исполнения. Понимаете, выпустить исполнителя - это не наша задача. Наша цель - выпустить специалиста по фольклору. Если наш выпускник становится исполнителем - это замечательно, но это не самое главное. У наших студентов - очень сложный учебный план: теория фольклора, история фольклора, огромный теоретический курс, то есть, по сути, они учатся как музыковеды! Для того чтобы обучиться академическому пению, у нас есть отделение сольного пения - там учат только петь. А у нас происходит именно комплексное взращивание грамотного специалиста.

- Почему-то у вас в ансамбле совсем нет мальчиков…

- Да… У нас есть мальчики, которые приходят к нам только играть на гармошке, а так, чтобы поступали к нам на кафедру и учились - такого еще не было. Это вообще беда музыковедения.

- На Ваш взгляд, в чем особенность кряшенской песни?

- Любая песня, традиция - большая загадка! Я убеждена, что лучше всего поют свои песни носители традиций - кряшенскую песню «как надо» споет именно кряшенка, мишарскую лучше всего исполнит мишарка, чувашскую - лучше споет чуваш, как ни старайся! Мало того, что носитель традиции лучше знает язык, но и зов крови у исполнителя должен быть. Вот наша Настя Степанова: рот открывает и поет сразу по-кряшенски, ничего не надо делать - заставлять учить, слушать - все от природы. То есть помимо диалектных, тембровых и других особенностей, у исполнителя должно быть что-то внутри: «моң», как говорят у казанских татар. То есть, когда ты поешь, нужно сделать так, чтобы зрители поверили. А вообще, мы очень любим петь именно кряшенские песни.

- Все ли песни нравится исполнять участникам ансамбля, какие сложности у них возникают?

- Вообще, фольклор и молодежь - тема особенная. Потому что изначально, когда приходишь в неподготовленную аудиторию - все пребывают в неком шоке, так как мы не поем академическими голосами. В таком же шоке пребывают девочки, которые приходят к нам на первый курс. Но постепенно они проникаются, начинают понимать, вникать и потом уже везде несут флаг этого аутентичного исполнения. Им становится интересно знакомиться с новыми культурами. Сложности возникают с языком. К примеру, мы делали марийскую программу, а в ансамбле всего две марийки. А программу нужно делать. Естественно, с языком пришлось бороться: мало того, что язык марийский, там еще и диалект был восточный.Сами студентки помогают друг другу с усвоением материала: студентка-марийка работает с остальными по марийскому языку. В другом случае чувашка помогает разобраться в чувашском. У кряшен тоже свой диалект, а у мишарей - другой. Это нужно чувствовать, слышать. Человек должен нести свою культуру именно в том виде, в котором она существует.

- В каких конкурсах, фестивалях принимал участие ансамбль? Какие достижения есть на сегодняшний день?

- Мы участвовали в различных конкурсах, занимали призовые места, но участие в конкурсах не является для нас самоцелью. Нам больше нравится принимать участие в фольклорных фестивалях. Например, в прошлом году мы ездили в Москву на фестиваль «Живая традиция» - это достаточно известный фестиваль именно аутентичных исполнителей. Фольклор ведь в разных формах существует: вот есть Надежда Бабкина, это же не аутентичный фольклор, это что-то на грани фольклора и поп-музыки. А вот на «Живой традиции» собираются коллективы, которые работают именно в аутентичном направлении. Мы были там единственным коллективом, который представлял нерусский фольклор. Представляете, это было настолько интересно для всех - начиная от языка, заканчивая костюмами, наш ансамбль произвел впечатление. Нам очень нравится и конкурс-фестиваль «Туым Жондозы». Если в прошлом году солистка нашего ансамбля Эльвира Камалова стала обладательницей Гран-при фестиваля молодых исполнителей кряшенской песни, то в этом году принял участие в конкурсе весь ансамбль и стал обладателем первого места.

- Две участницы вашего ансамбля стали солистками Государственного ансамбля кряшен «Бермянчек». Как Вы относитесь к этому?

- Конечно, я всячески поддерживаю их (лишь бы это не мешало их основной учебе). Во-первых, там они получают определенный опыт, во-вторых, они поют не в какой-нибудь рок-группе, а в фольк-лорном коллективе. Может быть, это станет их будущей профессией. Вообще, к работе ансамбля «Бермянчек» отношусь положительно. Прекрасно, что такой ансамбль у кряшен вообще есть. Это большой труд. Тем более не вся наша публика, даже сами кряшены, готовы принимать аутентичное направление. Очень сложная задача - угодить разным потребностям зрителей и в то же время воспроизвести кряшенскийзвукоидеал. Но хочу сказать, что с ними работает Геннадий Макаров и уже само участие его в жизни этого коллектива дает определенную гарантию качества. Хочется верить: то, что они сейчас делают, даст хороший результат. Ведь в нашей работе нет четких инструкций и учебников - многое строится на уровне интуиции, ощущений, поисков. Поэтому, хочу пожелать им успехов в работе!

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
  • 26 май 2018 - 07:42
    Иртәгә ТНВ каналында Лариса Басырова "Казан пиругы" пешерәчәк. Карарга онытмагыз Шушы көннәрдә “Татарстан-Яңа гасыр” телеканалында керәшен культурасы белән үрелеп барачак ике тапшыру төшерелде. Шуларның берсе - җырчы Лариса Басырова катнашуында "Секреты татарской кухни" тапшыруы. Иртәгә аны зәңгәр экраннарда күрсәтәчәкләр.
    20
    0
    0
  • 26 май 2018 - 07:40
    Ӱлгяннярне искя алыу 26 май - үлеләрне искә алу көне.
    27
    0
    0
  • 26 май 2018 - 07:35
    Керәшен мәдәнияте үсеше тарихыннан Милләт язмышы турында уйланулар. Дәвамы. Башы №9 (373) 10 май санында.
    26
    0
    0
  • 25 май 2018 - 16:46
    Жемчужины Мира Фото-видео репортаж ​​​​​​​24 мая в Казани в здании Театра кукол «Экият» прошел международный конкурс красоты и таланта «Жемчужина мира – 2018», где соревновались 11 девушек
    110
    0
    0
  • 25 май 2018 - 15:32
    Кряшены — участники фотопроекта «Дружба народов Татарстана» ​​​​​​​Героями фотопроекта стали представители национально-культурных автономий Ассамблеи народов Татарстана, в том числе и представители Общественной организации кряшен республики
    74
    0
    1
  • 25 май 2018 - 15:31
    Алёна Харитонова стала помощником замминистра Ведущий специалист Общественной организации кряшен Республики Татарстан Алёна Харитонова перешла на новую работу. С апреля текущего года она является помощником первого заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
    130
    1
    1
  • 25 май 2018 - 14:59
    Алиса возглавит многонациональную смену республиканского лагеря Завтра, 26 мая, на базе детского оздоровительного лагеря "Кама" на берегу Камы возле села Соколка Мамадышского района открывается республиканская многонациональная смена "Дуслык", ориентированная для детей разных национальностей, проживающих в республике Татарстан. Приказом Министра образования республики, начальником многонациональной смены назначена Алиса Спиридонова - руководитель молодежного крыла Общественной организации кряшен.
    91
    0
    0
  • 25 май 2018 - 13:56
    Пропал ребенок – что делать? «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети» – всем известная строчка из песни Мамонтенка никого не оставляет равнодушным. Ведь дети – это самое дорогое, что есть у родителей. Между тем, по статистике каждый год в России пропадает 45–50 тысяч детей. В преддверии летних каникул будет уместно напомнить родителям и детям об основных правилах безопасности
    32
    0
    0
  • 24 май 2018 - 15:32
    Бүләккә — телевизор 2018 елның икенче яртыеллыгына "ТАТМЕДИА" АҖ чыгаручы өч һәм аннан күбрәк басмага язылучылар традицион акциядә катнашып, кыйммәтле бүләкләр ота ала
    36
    0
    0
  • 24 май 2018 - 14:17
    Синоптики Татарстана предупреждают о грозах и сильном ветре Порывы ветра будут достигать 17 м/c, а при грозах – 20 м/с.
    70
    0
    0
Реклама
  • 4 май 2018 - 16:28
    Правнуки рассказывают о своем прадеде (http://pestrecy-rt.ru/)
  • Закрытие IV Форума кряшенской молодёжи Фоторепортаж
  • Волнуют ли кряшенскую молодёжь вопросы семьи? ФОТОРЕПОРТАЖ
  • "Айбагыр" Олы көн 2018
  • Чему научились делегаты Форума на мастер-классах ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Открытие IV форума кряшенской молодёжи ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как делегаты IV Форума провели первый день
  • В Кировской области впервые прошел семинар по наследию кряшен
  • 25 май 2018 - 16:55
    Кряшены отмечают знаменательную дату
    ​​​​​​​Сегодня день рождения Общественной организации кряшен Республики Татарстан. Ровно 11 лет назад, в день святой Троицы, прошла учредительная конференция, где была создана организация, руководителем которой был избран Иван Егоров
    113
    0
    3
Ночной режим