Туганайлар

Кто сыграет на гуслях, или о закате и перспективах богоугодного искусства

Гусельное искусство занимает одно из центральных мест в истории развития традиционной культуры кряшен-нагайбаков. Игра на гуслях у кряшен всегда поощрялась. Многие гусляры рассказывают, что в детстве они всегда ощущали поддержку родителей при обучении игре на гуслях. Детям рассказывали, что библейский царь Давид (Давид падша) игрой на гуслях заслужил божественную благодать...

В настоящее время носителей живых исполнительских традиций у нагайбаков уже не существует. Остались лишь этнографические записи игры на гуслях в селе Варламово, записанные в 1978 году.

В музыкальном наследии нагайбаков-кряшен важное место занимают гусли псалтеревидного типа, называемые гөслә (көслә). В современной культуре нагайбаков гусли не представлены вовсе, а у кряшен Татарстана ограничены рамками редких выступлений пожилых участниц фольклорных фестивалей. Это связано с недостаточной разработанностью истории инструмента, слабым изучением репертуара, отсутствием учебных пособий, методик обучения традиционным приемам игры.

Утрата богатейших и красочных традиций гусельного искусства в музыкальном быту нагайбакских сел в последнее столетие стало следствием изменений социально-экономических условий жизни народа. Это поставило культуру кряшенско-нагайбакского гусельного искусства в разряд угасающего явления и требует теперь незамедлительного изучения и возрождения.

О большом значении гуслей в нагайбакской культуре начала ХХ века говорит исследовательница Е. А. Бектеева: "В нагайбаках развито и эстетическое чувство и они не лишены поэтического дара. Любимый из музыкальных инструментов у них гусли, на которых они играют артистически. Характер их песен большей частью заунывный, в них слышится тоска по утраченной малой родине, откуда они были переселены".

Музыкальный фольклорист и бытописец-этнограф народов Приуральского региона С. Рыбаков дал общий обзор по гуслям нагайбаков в бассейне реки Гумбейка конца прошлого века (ныне Нагайбакский район). Гусли он описывает следующим образом: "Старики и редкие из молодых играют на гуслях. Они имеют 15 струн жильных и металлических. Гусли изготавливаются из сосны, причем берутся куски дерева без сучков. Устройство их такое же, как и у русских гуслей. Верхняя дека имеет форму правильной трапеции или 3-х угольной шляпы с закругленными углами и состоит из двух частей - большей, покрывающей кузов или резонатор гуслей и меньшей, выходящей наружу, так как из-под нее кузов не продолжается. На меньшей половине деки укрепляются колки - деревянные, иногда медные, на которые натягиваются струны, привязываемые другим концом к выпуклой деревянной дуге, укрепленной на деке. Ряд колков и дуга (струнодержатель) представляют собой две расходящиеся дуги. Посередине верхней деки делается круглое отверстие или несколько маленьких отверстий в одну линию со средним, большим. Изготавливаются гусли мастерами в некоторых нагайбакских поселках. На гуслях играют более плясовые мелодии, протяжные плохо выходят. Струны уменьшаются в длине постепенно от нижних к верхним. Они обыкновенные, жильные, покупаются в г. Верхнеуральске. Стоимость гуслей от 3 до 5 - 7 рублей. Есть у нагайбаков и старинные гусли".

Можно предположить, что в прошлом - по крайней мере в XIX веке - нагайбаки имели сложившуюся традицию игры на гуслях.

В 1972-73 годах фольклорной экспедицией Челябинского государственного института культуры записан ряд наигрышей от нагайбака-гусляра Матвея Федорова. Часть этого материала вошла в сборник, составленный руководителем экспедиции В. Хоменко. Однако в сборнике не сообщается о связи гуслей с нагайбаками. Создается впечатление, что речь идет о факте бытования 15-струнных гуслей у русских.

Ярким свидетельством о нагайбакской гусельной традиции служит киноочерк "Гусляр", снятый Челябинской студией в 1981 году. Он посвящен творчеству Матвея Федорова. К сожалению, в создании ленты фольклористы не принимали участия, а сама работа над ней была прервана кончиной Матвея Федорова в декабре 1981 года. Поэтому факт принадлежности гуслей нагайбакам остался без внимания.

Матвей Федоров родился в 1897 году в селе Вторая Ключевка. Потомственный нагайбак-бакал. Большую часть жизни прожил в другом нагайбакском селе Попово. Вот что писал он о гуслях: "На гуслях, национальном инструменте нагайбаков, играли мой дед и прадед также, даже гораздо лучше меня, ...они никогда не выезжали за всю жизнь из ... деревни Вторые Ключи...". Сам Матвей Федоров научился играть у дяди. Односельчане Федорова указывают на бытование гуслей в прошлом во всех пяти нагайбак-ских селах (Вторая Ключевка, Попово, Варламово, Краснокаменка, Болотово). В памяти поповцев до сих пор сохранились имена наи-более искусных гусляров села начала XX века: И. Дюсмекеева, братьев Уряшевых, В. Степанова, Ф.Захарова и других. В начале XX века в селе насчитывалось более 10 гусляров. Даты рождения многих из них приходятся на 1830-е годы. Местом их рождения можно считать село Бакалы Уфимской губернии, так как в Попово ранее 1842 года, то есть до переселения нагайбаков-бакалов, они оказаться не могли. Одни из них, вероятно, умели играть на гуслях до переселения, другие научились на новом месте, в Попово. Как бы то ни было, но секреты гусельной игры передали им такие же нагайбаки-бакалы.

В Нагайбакском районе помнят игру немногих гусляров. В Париже это Ишбаев Дмитрий Семенович (Ижбай Метрей Симун улы, 1896 - 1943), в Остроленко на гуслях и скрипке играл Дюськин Василий (1875 - 1945). Нагайбакский ансамбль народных инструментов, состоявший из гусляров, скрипачей, гармонистов, кураистов участвовал в 1930 году в I краевом фестивале народного творчества в Свердловске. На него были приглашены самые знаменитые нагайбакские музыканты, певцы. В Фершампенуазе были известны также такие музыканты, как гармонисты Юзеев Прокопий Яковлевич (1905 г.р.), Айтуганов Павел Николаевич (1910 г.р.), слепая гармонистка Юзеева Елена Владимировна (1918 г.р.). Изготавливал и ремонтировал гармоники мастер Саперов. Замечательной игрой на курае и думбре прославился известный комбайнер Григорьев Николай Александрович (1913-1983), который вырезал кураи из стеблей борщевика "ат көпшәсе".

Исследователь Владимир Кошелев пишет о функциях гуслей в свадебных обрядах, праздниках: "Под гусли исполнялись народные песни, эпические произведения - баиты. Использовались они и на похоронах. Нагайбаки-бакалы села Попово в последний раз наблюдали такие похороны в конце 40-х годов нашего века. Они помнят, какая роль отводилась гуслям в обряде. После погребения род-ственники и знакомые умершего собирались в его доме. Спиртное из угощений исключалось. Всю ночь плясали, пели в сопровождении гуслей. Сказывали баиты, посвященные памяти покойного. Слушали специальные, "заунывные, тоскливые" гусельные наигрыши". Этот обряд упомянут и у Е.А. Бектеевой: "...вечером, после похорон, в дом умершего приглашаются девушки. Они садятся возле постели умершего и, как бы вспоминая его, поют заунывные, плачевные песни".

Подобные же традиции сохранялись до недавнего времени у кряшен Прикамья. Например, в деревне Старая Ципья Балтасинского района Татарстана традиции игры на гуслях были еще свежи до начала 70-х годов. Применялись гусли на свадьбах, праздничных застольях для аккомпанемента пению традиционных песен и танцев "чабата". Помимо этого гусляров приглашали и для участия в похоронных обрядах, то есть для исполнения специальных обрядовых песен в доме с покойником - "Төн саклап гөслә уйнау" ("Проводить ночь у покойника с игрой на гуслях"). До 1940-х годов инструменты имели жильные (кишечные) струны, лишь с появлением в селе тонких металлических проволок для изготовления рам, необходимых в пчеловодстве, все три инструмента, как правило, стали иметь металлические струны. Конструкция гуслей кряшен имеет общность с гуслями других народов края.

Возобновление интереса современных музыкантов к традиционному гусельному искусству нагайбаков зависит от уровня знаний об этом виде искусства у музыкальной общественности и осознания работников культуры важности преемственности и сохранения духовного наследия народа. Одним из возможных способов сохранения нагайбакских гусельных традиций могло бы стать внедрение обучения игры на традиционных кряшенских-нагайбакских гуслях в программы музыкальных учебных заведений.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: