Туганайлар

Кряшены нуждаются в заботе государства

Прошедший 1 февраля в Казани круглый стол "Кряшены: социальный прортрет и особенности восприятия" вызвал неоднозначный интерес у общественности республики. Предлагаем читеталям выступление руководителя Центра изучения кряшен и нагайбаков при АН РТ Геннадия Макарова. В настоящее время проис­ходят процессы, характери­зующие стремление кряшен к реализации своего права как субъекта­ участника этно­культурного строительства...

Прошедший 1 февраля в Казани круглый стол "Кряшены: социальный прортрет и особенности восприятия" вызвал неоднозначный интерес у общественности республики. Предлагаем читеталям выступление руководителя Центра изучения кряшен и нагайбаков при АН РТ Геннадия Макарова.
В настоящее время проис­ходят процессы, характери­зующие стремление кряшен к реализации своего права как субъекта­ участника этно­культурного строительства в республике. Это отражается в деятельности общественных, религиозных организаций, в практических делах государ­ственных учреждений респуб­лики.
На развитие этнокультур народов Татарстана, в том числе и кряшенской, прямое отношение имеет принятая программа "Стратегии госу­дарственной национальной политики Республики Татар­стан на 2014-­2016 годы".
Для ее практической реа­лизации в республике одобре­ны такие программы, как: "Со­хранение национальной иден­тичности татарского народа", "Сохранение, изучение и раз­витие государственных языков РТ и других языков РТ на 2014­-2020 годы". Но по непонятным нам причинам, при подготовке и обсуждении этих программ, которое проходит при куратор­стве Управления по вопросам внутренней политики Прези­дента Республики Татарстан, представители кряшенских эт­нокультурных обществ никогда не приглашаются. Такое отно­шение негативным образом сказывается на реализации программ государственной национальной политики, и за­трудняет практику кряшенской культурно­-просветительской деятельности в рамках наци­ональной политики РТ. Ведь очевидно, что необходима координация планов по раз­витию этнокультуры кряшен с планами развития культуры не только республики в целом, но и современного татарского на­ционального сообщества.
Яркие и позитивные собы­тия жизни кряшен последних лет в Татарстане связаны, с активной деятельностью республиканской обществен­ной организации во главе с его лидером - Иваном Михай­ловичем Егоровым. Благода­ря деятельности кряшенской общественной организации было сделано много нужного и полезного в развитии и попу­ляризации этнокультуры кря­шен, в сохранении кряшенской идентичности и это, в первую очередь, результат огромных усилий лидера общества.
Коснемся развития кон­фессиональной сферы дея­тельности кряшен Татарстана. В республике имеются кряшен­ские анклавы с православны­ми приходами, в которых бого­служение ведется на родном, или частично на кряшенском церковном языке. В них име­ется стремление планомерно решать вопросы по развитию православной религиозной жизни кряшен.
Показательно, что на сегод­ня кряшены в плане светской культуры имеют официально признанное представительство в лице общественной республиканской организации, кото­рое заботится об этнической культуре. В духовно­-религи­озном плане подобный аспект пока рассматривается лишь гипотетически. Такой расклад, конечно же, не способствует положительному развитию кря­шенской православной иден­тичности, а наоборот, осложня­ет его. Очевидно, что создание представительного института православных кряшен при Ка­занской и Татарстанской ми­трополии РПЦ является весьма актуальной и давно назревшей задачей, ведь РПЦ и его иерар­хии всегда дек ларируют свое стремление поддержки правос­лавия кряшен. Несомненно, что создание объединяющей ду­ховно-­религиозной структуры кряшен дало бы новое дыхание в жизнь кряшенских приходов, вывело бы религиозное право­ славное самосознание многих кряшен из инертного состоя­ния, способствовало бы сохра­нению и активизации традици­онных православных традиций кряшен в лоне церкви.
Об образовательной системе РТ
В условиях современной образовательной системы обычно остается очень мало места для сохранения культур этнических меньшинств и при­ общения молодого поколения к культуре своего народа.
В последнее десятилетие в образовательной политике одним из направлений являет­ся деятельность по развитию этнокультурно ориентирован­ных программ в образова­тельных учреждениях. В 2002 году было издано пособие для общеобразовательных школ по культуре кряшен "Без бер тамырдан" - "Мы из одного корня". С того времени иных публикаций в системе образо­вания РТ по кряшенской куль­туре пока нет. Очевидно, что в Татарстане нужна постановка задач по формированию ре­гиональных программ, учиты­вающих кряшенскую этнокуль­турную и этноконфессиональ­ную проблематику. Учащиеся, а также педагоги ждут, когда Министерство образования РТ изыщет возможности и бу­дет способствовать открытию школ с кряшенским этнокуль­турным компонентом, начнет выпускать этнически ориенти­рованные образовательные программы. Давно назрела необходимость подготовки учебных пособий по истории культуры, по декоративно­-при­кладному искусству, праздни­кам, обрядам и обычаям, эт­нической музыке, народному костюму и украшениям, уст­но­поэтическому фольклору и иным направлениям этнокуль­туры, отражающих уникаль­ное историко-­художественное наследие кряшен. Непростой задачей на сегодня является и подбор авторов­-разработчи­ков пособий и финансирова­ние таких изданий.
О культурно-просветительских, этнокультурных центрах
Судя по личным наблю­дениям во время ежегодных фольклорно­-этнографиче­ских экспедиций, кряшены до сего времени чтут и пытаются сохранить свою этническую культуру. Молодежь стремится к познанию своих этнических корней, поэтому тянется к за­нятиям в фольклорных клубах и объединениях.
В настоящее время в Рес­публике Татарстан в 20 райо­нах официально числится свы­ше 60 кряшенских фольклор­ных ансамблей: в Альметьев­ском - 4, в Балтасинском - 3, в Мамадышском - 6, в Заинском - 12, в Пестречинском - 6, в Кукморском - 4, в Кайбицком - 3, в Нижнекамском - 3, в Набережных Челнах - 3, в Тюлячинском - 2, в Чистополь­ском - 2, в Муслюмовском - 2, а также в Алексеевском, Арском, Елабужском, Лениногорском, Лаишевском, Новошешмин­ском, Сармановском, Мензе­линском районах. Это немалые цифры, и они говорят о нали­чии интереса и востребованно­сти кряшенского фольклорного искусства в обществе. Люди ждут и надеются, что Респуб­ликанский центр развития традиционной культуры орга­низует проведение специали­ зированных республиканских, районных семинаров не толь­ко для руководителей русских, чувашских, удмуртских, татар­ских творческих коллективов, но и для кряшенских. Результат работы фольклорных коллек­тивов проявляется через их участие в фольклорном фес­тивале молодых исполните­лей кряшенской песни "Туым жондызы" - "Рождественская звезда". Его ежегодно органи­ зовывает Общественная орга­низация кряшен Республики Татарстан совместно с Минис­терством культуры республики. Успех проведения этого фес­тиваля зависит и от отношения к ней администраций районов. Ансамбли из Набережных Чел­нов, Мамадышского, Кайбиц­кого, Елабужского, Тукаевско­го районов имеют стабильно хорошие показатели. Это результаты постоянной работы и поддержки их со стороны ад­министрации. Считается, что в Заинском районе имеется 12 кряшенских ансамблей, но ни один из них не приехал на фестиваль, это явное игнори­рование кряшенской культуры администрацией района. Не приехали и из Балтасинского района. Показательно, что в селе Старая Ципья, половина населения в котором кряшены, имеется музей Дружбы наро­дов, который должен заботить­ся о соответствии названия учреж­дения его содержанию. Однако там имеются экспозиции по культуре мари, удмуртов, татар, русских, но нет кряшенской, хотя в районе одно марийское и пять кряшен­ских сел. Это тоже показатель отношения в районе к кряше­нам.
Многие сложности работы общественных организаций кряшен на местах возникают в связи с тем, что у администра­ции не существует правовых обязательств в создании и курировании работы кряшен­ских этнокультурных центров. В районах не предусмотрены обязательства по предостав­лению хотя бы минимальных площадей для расположения офисов для этнокультурного центра. Как можно работать в условиях отсутствия догово­ра­-соглашения с администра­цией района, с отделом культу­ры, отделом образования без возможностей согласования планов работы, без правовой и материальной помощи при проведении этнокультурных мероприятий? Где создавать музейные уголки, краеведче­ские, методические библио­течки? Отсутствие постоянных площадей для кряшенских этнокультурных центров бло­кирует всю работу. Поддержка кряшенской этнокультуры во многих районах фактически сводится к проведению разо­вых праздничных мероприя­тий в районном или республи­канском масштабе для отчета.
Имеются яркие примеры, когда государственное регули­рование в области этнокульту­ры положительно решает раз­витие и сохранение культур­ного наследия кряшен. Яркий пример этому деятельность Республиканского центра раз­вития традиционной культуры Республики Татарстан (Руко­
водитель Завгарова Ф.Х.). Бла­годаря вниманию, стимулиро­ванию творческой активности, необходимой методической помощи, оказанной Центром кряшенским коллективам из Татарстана, Челябинской, Са­марской областей, многие кряшенские фольклорные ан­самбли стали лауреатами и победителями Всероссийского фольклорного фестиваля "Тү­гәрәк уен". Позже, по аналогии, и в Нагайбакском районе ста­ли проводить фольклорный фестиваль "Арумысыз, туга­найлар".

Хочу особо отметить огром­ную роль в удовлетворении потребностей традиционного искусства кряшен в лице Госу­арственного фольклорного ансамбля кряшен "Бәрмәнчек" (рук. Поляков А.В.). Каждый его концерт, особенно в сельских районах, становится незабыва­емым событием, вызывающим духовное удовлетворение кря­шенского населения, ведь мно­гие зрители слушают концерт со слезами на глазах. После просмотра их концерта на мес­тах возникают фольклорные ансамбли, объединения люби­телей этнического искусства.
О работе Центра изучения кряшен
На сегодня Центр готовит серию работ в виде сборников обработок кряшенских (на­гайбакских, бакалинских, за­инских) народных песен для фольклорных ансамблей, очер­ки по музыкальным инструмен­там (гусли, думбра, смычковый кубыз, курай) с нотными при­ложениями, очерк с описанием православных праздников. Они написаны в популярном изло­жении, доступном для их ис­пользования образовательны­ми и культурно­-просветитель­скими учреждениями. В Цен­тре завершается подготовка кизданию русско­-нагайбакского словаря говора села Фершам­пенуаз Нагайбакского района Челябинской области. Центр также курирует работу фоль­клорных ансамблей, проводит консультации, предоставляет материалы фольклорным груп­пам.
Кряшены, претендуя на право выражения своей ре­лигиозной и этнокультурной самобытности, испытывают к своей этнической культуре поч­тительное отношение и нужда­ются в заботе государства.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: