Туганайлар

Кряшенские деревни Татарстана

В данной статье собраны интересные факты о кряшенских деревнях Татарстана. В республике их насчитывается более ста девяносто по сведениям краеведа и журналиста Дамира Васильева

Расселение кряшен

В Татарстане из сорока трех районов в двадцати четырех живут кряшены: Алексеевский, Альметьевский, Арский, Балтасинский, Елабужский, Заинский, Кайбицкий, Кукморский, Лаишевский, Лениногорский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Муслюмовский, Нижнекамский, Новошешминский, Нурлатский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Сармановский, Тукаевский, Тюлячинский, Чистопольский.

Такая территориальная разобщенность обуславливает исторически сложившиеся отличия в языке и материальной культуре. Неслучайно исследователи выделяют пять этнографических групп кряшен: заказанскую, елабужскую, молькеевскую, чистопольскую и нагайбаков.

Языковые особенности кряшен

Выделяется пять говоров: говор кряшен Нижнего Прикамья, говор заказанских кряшен, говор чистопольских кряшен, говор молькеевских кряшен и говор нагайбаков. Внутри них выделяются также подговоры. Говор заказанских кряшен является наиболее древним, потому что в Заказанье было сконцентрировано наибольшее количество старокрещен. Говор кряшен Нижнего Прикамья имеет черты заказанского, мензелинского и чистопольского (мишарского) говора. Выделяемый внутри говора челнинский подговор сохранил традиционные элементы быта в более древнем виде, чем кряшены Мамадышского кантона. Исследователь Флера Баязитова назвала этот говор «чисто кряшенским».

Этимология деревень

Кряшенские деревни нередко имеют тюркское или финноугорское происхождение, например, Чабья, Ошторма-Юмья, Поршур, Атиаз, Село-Чура, Зычебаш, Урясьбаш, Ташкирмень и другие.

Рассмотрим название деревни Чабья. Оно вызывает споры у ученых. Доподлинно неизвестно, имеет ли ойконим отношение к удмуртскому слову «чабей» – пшеница – или восходит к воршуду (родовому имени удмуртов) – «Чабья». Представители древнего удмуртского рода были расселены на огромной территории. Ее следы, как пишет Михаил Атаманов, были выявлены в 91 населенном пункте Удмуртской Республики и за ее пределами. У воршуда известны два центра расселения – Арская земля и бассейн реки Чепцы. Арами удмуртов называли татары.

«Чи кряшеннар» и переселенцы из Елабужского уезда

В Заинском районе насчитывается наибольшее количество кряшенских деревень – двадцать пять. Уступает ему лишь Мамадыш – там восемнадцать населенных пунктов кряшен. Однако иногда Мамадыш называют самым кряшенским районом из-за проводимого в нем фестиваля кряшенской культуры «Питрау».

Кряшены Заинского района примечательны тем, что их называют «чи кряшеннар» за приверженность к традиционной культуре и быту. По наблюдению историка и публициста Максима Глухова, особенно это характерно для кряшен Багряжского куста.

Часть кряшен Заинского района в XVIII веке была переселена из Елабужского уезда. К примеру, деревню Кабан-Бастрык основали выходцы из села Большое Елово. До сих пор прослеживается языковое единство елабужских и заинских кряшен, их антропологические сходства.

Пять геров и церковно-кряшенский язык

У кряшен есть свой язык богослужения. Возможность проводить службу на родном языке у них появилась благодаря миссионеру, «апостолу кряшен» Николаю Ильминскому и его сподвижнику, уроженцу деревни Никифорово Мамадышского района Василию Тимофееву. В основу церковно-кряшенского языка лег говор заказанских кряшен, потому что в нем были сохранены все языковые особенности народа.

В Мамадышском районе есть знаменитая деревня Албаево – родина пяти героев – Героя Гражданской войны Степана Домолазова, Героев Советского Союза Ивана Максимова и Михаила Москвина, Героя Российской Федерации Георгия Смирнова, Героя Социалистического труда Ивана Иванова. Скопление такого количество геров в одном населенном пункте – это уникальное явление.

Ташкирмень и именьковская культура

Ташкирмень является одним из древнейших селений Лаишевского района. Оно существовало еще в булгарский период. «Ташкирмень» буквально обозначает «каменную крепость». В окрестностях села имеются две археологические достопримечательности – древние городища. Одну из них местное население называет «Бишек тау» («Колыбель-гора»), вторую – «Кала башы» («Главная крепость»). По одной из версий, кряшены, населяющие данную территорию, могут быть носителями именьковской археологической культуры добулгарского периода.

Красный Баран и баранджары

На старинных картах деревня Красный Баран отмечена как Байчыклы Барангол, потом она именовалась как Кряшен Баран, Кыр Баран. Местные жители считают себя потомками булгарского племени баранджар, населявшего эти земли много веков назад ещё во времена Волжской Булгарии. Название этого племени встречается в путевых записках знаменитого арабского путешественника Ибн Фадлан, побывавшего в начале десятого века в древних городах Булгар и Биляр.

Высокорослые кряшены

Елабужские кряшены впервые описаны купцом, краеведом Иваном Шишкиным в начале ХIХ века. От других групп кряшен они выделяются не только традиционной одеждой и специфическим говором, но и внешностью. Среди елабужских кряшен – большой процент высокорослых, остроносых, светловолосых и голубоглазых. Публицист и общественный деятель Борис Юзефович впервые выдвинул версию о возможном западном происхождении этой группы кряшен. В её составе возможен значительный славянский компонент (новгородцев, бывших речных пиратов-ушкуйников, и других русских полоняников, отатарившихся по языку.

Язычники-кряшены

В селе Старое Тябердино Кайбицкого района живет группа «некрещеных кряшен». Еще в 1920-е годы их число в Старом Тябердино составляло примерно 20 домохозяйств от общего числа жителей села. С 1934 года язычники жили только на улице Озерной. Небольшое число кряшен-язычников есть и в соседней деревне Камылово.

Вообще молькеевские кряшены исторически относятся к числу «новокрещеных» (их предки приняли православие в XVIII столетии). Другая характерная черта молькеевских кряшен - близость к соседним чувашаманатри. С ними их сближает традиционная материальная и духовная культура, смешанные браки, широко распространенное знание чувашского языка.

Исчезнувшие деревни Набережных Челнов и Нижнекамска

При строительстве ПАО «КамАЗ» в городе Набережные Челны была снесена деревня Новые Гардали, основанная в XVIII столетии. В соседнем Нижнекамске были снесены деревни Чабья и Ахтуба. Память о них хранят улицы Чабьинская и Ахтубинская. Известно, что в Чабье особо праздновали Троицу. Специально для праздника собирали подарки у жителей, чтобы раздать победителям соревнований по борьбе, легкой атлетике и другим видам спорта. Сейчас от деревни Чабья осталось только кладбище. Оно расположено за домом №2 по проспекту Вахитова. Там покоится не одно поколение жителей деревни, среди которых и участники Великой Отечественной войны. Само по себе кладбище небольшое, если верить историческим справкам, людей тут хоронили на протяжении 350 лет. А с момента строительства города стоит запрет на похороны.

Черебатырево основал Чура батыр

В Нурлатском районе есть всего одна кряшенская деревня – Черебатырево. По-кряшенски она звучит так – Чура батыр авылы. Судя по некоторым преданиям, здесь прежде жили чуваши. По легенде, их разогнал богатырь Чура. И поселились тут кряшены. Название села происходит от имени этого богатыря – Чура батыр. Что означает по-русски «Богатырь Чура». Испокон веков во время засухи жители села проводили некий обряд чүрмәчлекен. В то время, когда нет дождя, в один день после окончания утренних работ женщины и девочки поливали друг друга водой. И никто из походивших мимо не оставался сухим.

Потерянная деревня

Кто бы мог подумать, что в Сабинском районе республики есть кряшенская деревня! Неизвестно, когда кряшены поселились в деревне Кырбаш, поскольку населенный пункт под таким названием не фигурирует на исторических картах и в архивных документах. На сегодняшний день в Кырбаше имеется пятьдесят семь домохозяйств, в которых проживает семьдесят три человека. Из социальных учреждений есть только клуб.

 

Примечание: в работе были использованы материалы из книг и статей «Кряшены-язычники села Старое Тябердино» Ивана Севастьянова, «Особенности формирования говоров и подговоров татар-кряшен (этнолингвистический аспект)» Флеры Баязитовой, «Tatarica.Энциклопедия» Максима Глухова.

 

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: