Туганайлар

Ильминский – апостол Поволжья

13 июня в Казани в рамках первой православной выставки-ярмарки состоялся премьерный показ документального фильма режиссера Алексея Барыкина «апостол Поволжья», рассказывающий о Николае Ильминском.

«Еще при жизни его называли Апостолом Поволжья. Верующие обращались к нему «Святой отец», хотя он не был даже священником. Сегодня православная церковь готовит документы для его канонизации в лике святого праведника. Между тем, всю жизнь его обвиняли в пособничестве Исламу. Его называют благодетелем чуваши, марийцы, удмурты, мордва, башкиры, казахи. А в Татарстане некоторые по сей день считают его злейшим врагом. Хотя великие татарские просветители Шигабутдин Марджани и Каюм Насыри считали его своим другом. Николай Ильминский - отец народа кряшен. Почему больше века кипят страсти вокруг его имени?» - с таким закадровым текстом начинается фильм Алексея Барыкина. Вместе с автором ответ на поставленный вопрос пытались найти заведующий отделом образования, науки и культуры Института татарской энциклопедии Академии наук Татарстана Евгений Липаков, народный артист Татарстана, кинорежиссер Рамиль Тухватуллин, Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, кандидат богословия, настоятель Тихвинской церкви, протоиерей Павел Павлов и настоятель храма святого Николая Чудотворца в селе Кряш-Серда Пестречинского района священник Димитрий Сизов.

На экране мы видим и могилу Ильминского, похороненного на Арском кладбище, прямо напротив здания бывшей крещено-татарской школы, и документальные кадры о старой Казани, и современную Казань, а также фрагменты службы на церковно-кряшенском языке в одном из кряшенских селений Татарстана. В фильм Барыкина вошла сцена из фильма Рамиля Тухватуллина «Зулейха», где два известных миссионера Николай Ильминский и Евфимий Малов ведут дискуссию о том, каким способом обратить в христианство покорённых триста лет назад народов Казанского края. Ильминский предлагает проводить христианизацию постепенно, путём образования и духовного просвещения инородцев, а Малов отстаивает использование насильственных мер.

Фильм «Апостол Поволжья» вызвал бурю обсуждений после просмотра. Комментарии касались не только самого фильма, но и кряшен вообще. Свое отношение к личности самого Николая Ильминского высказал и настоятель Тихвинской церкви отец Павел, отметив, что его радует тот факт, что в год 190-летия просветителя проводятся конференции, снимаются фильмы, благодаря чему происходит знакомство с многогранной личностью великого ученого: «Для кряшен Ильминский - светлый человек, у нас на сердце только радость от его трудов. Но получается, что для кого-то его работа причинила боль, в сердце образовалась рана, поэтому общими силами надо её залечить. Нужно больше познавать о различных направлениях деятельности Ильминского и освободиться от этой ноши, с которой живут антагонисты ученого уже 120 лет».

Декан факультета кино и телевидения Казанского государственного университета культуры и искусств, почетный кинематографист России Михаил Михайлов дал свой комментарий: "Учитывая, что на днях был подписан указ о создании в России комитета по национальной политике, тема фильма становится еще более актуальной и наболевшей. Тема малоизучена. Сами кряшены что-то знают о своей истории, но мало выступают. В фильме не представлена поляризация тематики. Не хватает этнического, этнографического элемента. Здесь представлена религиозная семантика. Хотелось бы увидеть больше документальных кадров о современных кряшенах. Ведь «кряшенская» тема до сегодняшнего дня остается «полузакрытой», она сложна тем, что в ней много мифического, даже легендарного наслоения: никто толком не знает «где собака зарыта» - откуда кряшены, откуда их корни растут, и поэтому каждый рассуждает на эту тему на свой лад. Тема на территории нашей республики достаточно живая. Она показывает, как нужно относиться к сложившейся ситуации, потому что есть и всегда найдутся люди, которые в каждом неясном моменте могут найти враждебность и пропагандировать ее. То, что сегодня есть такая картина - это очень неплохо».

Зрители подметили, что «в фильме есть интонация как бы «извиняющаяся» за то, что кряшены исповедуют христианство. Почему они за это должны извиняться? Человек верит в то, что считает правильным. В фильме упоминается о насильственной христианизации, а вы посмотрите на другие государства! История была такова: все государства насильно приводили всех к какой-либо религии. Это история, надо смириться с прошлым и продолжать дальше мирно жить».

Далее в обсуждении была затронута тема фальсификации фактов в школьных учебниках. История, и даже география Татарстана составлены таким образом, что ощущение вины в русскоязычных детях по сути дела закладывается с самого начала.

По словам самого Барыкина, в фильме поднимаются такие «острые для Татарстана темы, как насильственное крещение татар, история татарского алфавита и многое другое. Но в первую очередь, это история просветителя Николая Ильминского, которого сегодня готовятся канонизировать в лике святого праведника. Было много моментов, которые по разным причинам не вошли в фильм. Я рад, что картина вызвала такое бурное обсуждение, но я хотел бы, чтобы официальная большая премьера данного фильма прошла в присутствии представителей ислама и христианства - тогда может возникнуть еще более интересная дискуссия и обсуждения этой наболевшей проблемы».

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: