Туганайлар

И жнецы, и народного искусства творцы

Старинная деревня Урдалы в Самарской области, которая нынче называется Назаровкой, насчитывает 140 домов. Это единственное село кряшен не только на территории Клявлинского района, но и всего востока области. Поселение расположилось у подножия невысокой горы, где протекает Урдалинка, правый приток реки Шешма. Глава поселения Владимир Егоров на фоне села Этим летом...

Старинная деревня Урдалы в Самарской области, которая нынче называется Назаровкой, насчитывает 140 домов. Это единственное село кряшен не только на территории Клявлинского района, но и всего востока области. Поселение расположилось у подножия невысокой горы, где протекает Урдалинка, правый приток реки Шешма.
Глава поселения Владимир Егоров на фоне села
Этим летом в составе группы ученых из Института языка, литературы и искусств Академии наук Республики Татарстан мы посетили Назаровку. Перед нами стояла задача по сбору данных о фольклоре и декоративно-прикладном творчестве кряшен Самарской области. Благодаря личному участию главы поселения Владимира Егорова, при поддержке активистов деревни был собран материал, который, в частности, позволил выявить виды декоративно -прикладного творчества кряшен.
Назаровские умельцы
В Назаровке традиционно развивалось узорное ткачество и вышивка. Представлен художественный металл. Всегда были умельцы резьбы по дереву, строители деревянных домов. Мастера в основном занимались домашним ремеслом. Владимир Павлович рассказал нам о ткачестве из овечьей шерсти. В старину все женщины деревни умели ткать ковровые безворсовые дорожки из овечьей шерсти. Нити пряли и красили сами. В давнее время пользовались природными средствами, но уже в конце XIX века стали применять анилиновые красители. Самобытное название изделий утрачено, теперь их называют - палас. Такие дорожки в Назаровке ткали примерно до 1960-х годов, потом перешли на покупные вещи. Владимир Егоров подарил клубному музею дорожку, сотканную его бабушкой Матрёной Егоровой, 1890 года рождения. Имя ещё одной мастерицы, чья тканая дорожка хранится в музее - Агафья Федотова, 1910 года рождения.
Женская одежда и украшения
Хранитель музейного фонда Ульяна Веселова показала женские головные уборы кряшенок "сүрәкә" XIX века. Узоры на них металлическими, чаще всего серебряными нитями вышивала местная мастерица Аксинья. "Сүрәкә" носила каждая замужняя женщина Назаровки, они были обязательной частью праздничного облачения. Одна из активисток местного Дома культуры Анастасия Данилова рассказала, что ещё 50-60 лет тому назад многие женщины на праздники наряжались в настоящие народные костюмы. Их в свое время шили сами из домотканого полотна. Ткали в деревне все женщины. На ткацком станке ширина полотна получалась примерно равной 33 сантиметра, использовались цвета: красный, тёмно-синий и белый. Узор получался в клетку. Домотканые полотна в Назаровке ткали до начала войны. Из них шили традиционные платья "киндер (домотканое) күлмәк" и фартуки "алъяпкыч". Кроме того, женщины надевали штанишки по щиколотку из разной ткани. Из поколения в поколение передавались традиционные украшения "тамакса" - нагрудное украшение с серебряными царскими монетами, и "девет" - монетное нагрудно-поясное (в иных случаях до колен) украшение, браслеты "беләзек". В деревне Назаровка свои умельцы делали браслеты с чеканным узором и приваривали к ним монетки. Одним из них был Н.И. Данилов, 1934 года рождения, он делал и кольца.
Браслет-беләзек с приваренной монетой
Берегут память о мастерах прошлого
Старожил деревни А.П. Радионова, 1918 года рождения рассказала, что здесь во все времена мужчины строили для себя дома и сами декорировали их традиционными резными орнаментами. Таким образом, практически в каждом доме был плотник. И всё же в степени их умения существовали различия, кому-то резьба по дереву удавалась лучше, чем другим. В деревне славится умелец Василий Афанасьев. С детства чувствовал он тягу к рисованию. Затем учился резному делу, владеет различными техниками: выемчатой и глухой резьбой, по контуру, пропильной. Предпочитает цветочные мотивы орнамента. Узор на наличниках окон своего дома составил сам из увиденных раньше элементов декора. У Василия Афанасьева много учеников, он является учителем по труду, руководителем кружка по резьбе. Помимо этого он консультирует односельчан. В отличие от других видов народного искусства резьба по дереву продолжает развиваться, хотя уже и не так массово, как это было ранее. Появились в Назаровке новые направления художественного творчества, например, ажурное вязание различных изделий. Одну из мастериц зовут Агафья Тазова. Она научилась вязать с детства, как многие женщины деревни. Сейчас, когда она вышла на пенсию, вяжет крючком много и с удовольствием, сама придумывает узоры. Свою технику вязания называет "шакмак" (в клетку).
В деревне Назаровка живут творческие, активные люди. Среди них были и есть настоящие самородки, которых принято называть "мастер-золотые руки".
Красиво работать, красиво отдыхать
Какой праздник обходится без песен? Исполнительницы объединились в дружный коллектив "Натукай". Для выступлений нужны традиционные костюмы. Те, что сохранились от бабушек, использовать нельзя - это уже музейная реликвия. Платья сшили из материала похожего на домотканую клетку. Возник вопрос, как быть с головными уборами "сүрәкә" и украшениями? На него пока нет ответа. Самым лучшим решением было бы открыть для всех кряшен одну мастерскую, где бы девушки вручную делали самобытные, как в прошлом, праздничные головные уборы. Другая мастерская нужна - ювелирная, чтобы было, где покупать кряшенские народные украшения. Художник Илья Максимов из Елабуги планирует изучить и овладеть ювелирным искусством кряшен. Может быть, мастерская по изготовлению "сүрәкә" появится в Назаровке?
Представительницы народного коллектива "Натукай"
Тамакса на Ульяне Веселовой
Людмила ШКЛЯЕВА, старший научный сотрудник ИЯЛИ АН РТ,
Рустам МУХАММЕТШИН, профессор КФУ (фото Р.Мухамметшина)

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: