Туганайлар

Что имеем – не храним, потерявши – плачем!

Недавно в Министерстве культуры Татарстана состоялся круглый стол «Народные календарные праздники как объект нематериального культурного наследия народов Республики Татарстан», где приняли участие фольклористы, этнографы, руководители национально-культурных организаций и организаторы республиканских национальных праздников муниципальных районов республики.

Участниками круглого стола была отмечена своевременность и актуальность данного мероприятия, проведенного с целью сохранения этнокультурных традиций народов республики. В Татарстане на сегодняшний день проводятся календарные праздники коренных народов республики, такие как, татарский Сабантуй, русский Каравон, удмуртский Гырон быдтон, тюркский Науруз, мордовский Балтай, марийский Семык, чувашский Уяв, которые способствуют возрождению традиционных культур и межнациональному взаимодействию. Среди них свое место занимает и праздник кряшенской культуры Питрау, который имеет широкую поддержку в Правительстве и утверждается Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан. Участники круглого стола подчеркнули, что данные праздники проводятся по некому сценарию, шаблону и имеют скорее идеологический характер, чем традиционный. По этой же причине их нельзя отнести к объектам нематериального культурного наследия. На сегодняшний день перечень таких объектов отсутствует, комплексные мероприятия по их сохранению и развитию не выработаны. По итогам круглого стола был предложен ряд мер, который бы способствовал сохранению и развитию нематериального культурного наследия народов Татарстана, который еще удалось донести до сегодняшнего дня.

Проблема сохранения традиционных календарных праздников в современных условиях существует и у кряшен. На этой проблеме подробнее остановилась руководитель исполкома Общественной организации кряшен Республики Татарстан Людмила Белоусова.

Календарные праздники кряшен связаны с природой, с циклом сельскохозяйственных работ и сохранили элементы древней культуры, присущие, в основном, язычеству. C принятием христианства, они были переложены на церковный календарь, но продолжали служить своим предыдущим предназначениям.

Нардуган - Новый Год и праздник ряженых;

Качману - Крещение и святочные гадания;

Торойсын - Троица и праздник березы (жапрак бэйрэме);

Питрау - праздник апостолов Петра и Павла и праздник цветов (чэчэк бэйрэме);

Покрау - Покров день и праздник урожая и т.д.

Если на Качману в освященную церковью воду бросали кольца и гадали, на Торойсын березовые ветки в воду опускали и желание загадывали, то на Питрау уже женихов и невест выбирали, на Покров и вовсе свадьбы справляли. Это была целая народная философия, народная педагогика, сложившийся веками образ жизни.

Что говорить, у кряшен много праздников. Но интересно то, что каждая деревня справляет только «свой». На остальные люди едут в другие деревни, которые тоже справляют «свои», закрепленные за ними праздники. Их называют престольными. Что же означает «престольный праздник»? Если в деревне имеется церковь во имя Петра и Павла, эта деревня справляла праздник Питрау в день памяти этих апостолов, то есть строго 12 июля. Если же церковь во имя Святой Троицы - здесь собирались на Торойсын, который, по церковному календарю, наступал на сороковой день после Пасхи. Если же Рождества Христова - здесь принимали гостей 7 января, если же церковь носит имя Казанской Божьей матери - народ съезжался в эту деревню 21 июля. Этот «график» и традиции строго соблюдались. Даже когда церкви были разрушены Советской властью, и религия была под запретом, праздники продолжали жить. Народ к ним относился с особым трепетом, как к чему-то святому, как к реликвии, дошедшей от предков.

Поэтому, еще в начале 90-х годов, на заре возрождения народных традиций, с появлением первых общественных организаций кряшен, народные праздники, следуя кряшенским традициям, были распределены особым образом. Нижнекамск справлял Пасху (Олы кон), Челны - Нардуган, Елабуга - Покров день (Покрау). Вот уже на протяжении многих лет все кряшенское население республики съезжается на эти праздники в вышеназванные города. Челны, Нижнекамск уже справили 20-летие возрождения «своих» праздников. Благодаря энтузиастам и общественности, они стали общегородскими, включаются в планы городских мероприятий и проводятся с большим размахом. Следует отметить, что уже три года проводится Торойсын в селе Старое Гришкино. Праздник проводится под эгидой администрации Менделеевского района, имеет статус республиканского фестиваля кряшенской культуры и из года в год завоевывает признание среди фольклорных коллективов и общественности республики, расширяет свою географию.

Особое место среди всех праздников следует уделить празднованию Питрау в селе Зюри Мамадышского района. В прошлом году он прошел в 13-й раз. Огромный вклад в становление, популяризацию, организацию и проведение праздника вносит администрация, школы и культурные учреждения Мамадышского района. За эти годы праздник вырос до уровня Всероссийского. Задача кряшенской общественности - содействовать тому, чтобы Питрау стал поистине народным праздником. Там должны быть обрядовые хороводы, которые поют только на Питрау, игры, которые играют только на Питрау. На сегодняшний день это единственная площадка, где мы можем и должны показать свою культуру в ее многообразии. Здесь должны отражаться быт и традиции и елабужских, и молькеевских, и мамадышских, и пестречинских кряшен, и проживающих далеко за пределами Татарстана кряшен-нагайбаков. Поэтому, праздник, который носит статус республиканского и проводится под эгидой Министерства культуры и Ассамблеи народов Татарстана, следует включить в Концепцию народных календарных праздников, которая будет разрабатываться при Государственном Центре сбора, хранения, изучения и пропаганды татарского фольклора.

Как бы ни было отрадным возрождение народных праздников, в рамках городской культуры они остаются искусственно организованными. Ведь их традиции складывались веками в отдельных деревнях и их нужно сберечь и возрождать там, откуда идут их истоки. В связи с популяризацией искусственно организованных, сегодня появилась опасность исчезновения престольных праздников, имеющих давние, порой вековые традиции. Питрау, собирающий десятки тысяч человек, становится популярным настолько, что в некоторых деревнях стали его проводить, следуя моде и в ущерб своему историческому престольному празднику. Это чаще всего происходит по инициативе чиновников. Здесь можно привести в пример село Янцевары Пестречинского района, где престольным праздником испокон веков считался Семык. Поэтому, сохранившиеся календарные праздники кряшен нуждаются не только в возрождении, но и в защите, их следует внести в Реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан.

Хочется остановиться еще на одном вопросе. В начале июня в республике празднуется Сабантуй, и сроки его проведения назначаются Указом Президента Татарстана. Престольные праздники Торойсын, Чук, Семык приходятся ориентировочно на эти же и близкие даты, и перед людьми встает вопрос выбора. В таких случаях принять подходящее решение бывает весьма трудно, и часто вопрос решается в пользу Сабантуя. Выходит, что выбирая искусственные праздники, мы теряем родное, истинно народное.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Реклама
  • 4 май 2018 - 16:28
    Правнуки рассказывают о своем прадеде (http://pestrecy-rt.ru/)
  • Закрытие IV Форума кряшенской молодёжи Фоторепортаж
  • Волнуют ли кряшенскую молодёжь вопросы семьи? ФОТОРЕПОРТАЖ
  • "Айбагыр" Олы көн 2018
  • Чему научились делегаты Форума на мастер-классах ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Открытие IV форума кряшенской молодёжи ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как делегаты IV Форума провели первый день
  • В Кировской области впервые прошел семинар по наследию кряшен
Ночной режим