Туганайлар

Благодатный “Бәрәкәт” – это мы

Что из себя представляет молодежное движение кряшен? Об этом говорила на круглом столе "Кряшены: социальный прортрет и особенности восприятия" Ирина Муллина, член правления молодежной организации "Бәрәкәт". Молодежное общественное движение кряшен образовалось в 2009 году. Этому предшествовало объединение молодежи в социальных сетях, в частности, в соцсети "В контакте", где еще в...

Что из себя представляет молодежное движение кряшен? Об этом говорила на круглом столе "Кряшены: социальный прортрет и особенности восприятия" Ирина Муллина, член правления молодежной организации "Бәрәкәт".
Молодежное общественное движение кряшен образовалось в 2009 году. Этому предшествовало объединение молодежи в социальных сетях, в частности, в соцсети "В контакте", где еще в 2008 году появилась группа "Кряшены - Керәшеннәр".
Примерно в это же время на отчетно-выборной конференции Общественной организации кряшен Татарстана в 2009 году была поставлена задача - привлечь молодежь в общественное движение. В результате, в декабре 2009 года был проведён первый Форум кряшенской молодежи, в котором приняли участие около 200 кряшен в возрасте от 15 до 30 лет из районов и городов Татарстана, из Удмуртии, Башкортостана, Челябинской области. Итогом форума стало создание Молодежной общественной организации кряшен "Бәрәкәт", что означает "благодать". Она вошла в состав молодежного крыла Ассамблеи народов Татарстана. Первым руководителем организации стал тогда еще студент журфака Казанского университета Александр Долгов, выходец из Пестречинского района. В начале 2010 года в Набережных Челнах, Нижнекамске, Мамадыше и Менделеевске были избраны лидеры местных молодежных кряшенских организаций.
Постепенно молодежная организация "Бәрәкәт" при поддержке Общественной организации кряшен республики и его районных отделений стала проводить свои мероприятия, направленные на консолидацию молодежи. К ним можно отнести: кряшенские этнодискотеки, вечера знакомств, спортивные матчи между кряшенскими командами разных районов, конкурсы "Керәшен чибәре", "Керәшен җегете". Молодежь активно включилась в проекты Общественной организации - такие как молодежный конкурс молодых исполнителей кряшенской песни "Туым җондозы" ("Рождественская звезда"), республиканский фес тиваль кряшенской культуры "Питрау", Нардуган (который проходит в Набережных Челнах), Олы көн (Пасха, которая проводится в Нижнекамске), Покров день (в Елабуге) и другие мероприятия.
В 2012 году был проведён второй Форум кряшенской молодежи. К этому форуму молодежная организация подошла с определенными результатами. Александр Долгов единогласным решением всех участников форума вновь был избран руководителем кряшенского молодежного движения. Но стоит отметить, что к этому времени, на протяжении двух лет, в средствах массовой информации шли нападки на Сашу Долгова. Суть статей сводилась к тому, что руководитель молодежной организации ставит своей задачей исламизировать кряшенскую молодежь и таким образом претворяет в жизнь идею о "единой татарской нации". Я, будучи в кряшенском молодежном движении с первых дней его создания, и молодежь, входящая в состав нашей организации, можем с полной уверенностью заявить, что никаких попыток со стороны Долгова провести идею мусульманизации в наше движение не было. Более того, наша организация позиционирует себя как светская общественная организация, и вопрос религии всегда остаётся на втором плане. Главной задачей нашего движения является создание условий для знакомства и общения кряшенской молодежи, просвещение, пропаганда и популяризация кряшенской культуры. А вопросом религии, на наш взгляд, должна заниматься церковь, мы для неё открыты.
Ничем не обоснованные обвинения Долгова в СМИ продолжились и после второго Форума кряшенской молодежи. В молодежном движении начались беспокойства, цель авторов провокационных статей была достигнута. В 2013 году Александр обратился к правлению Молодежной организации "Бәрәкәт" с заявлением о переизбрании руководителя организации.
В апреле 2013 года решением правления руководить организацией "Бәрәкәт" стала Светлана Максимова - выпускница Казанского университета культуры и искусств, родом из Мамадышского района.
Став лидером нашей молодежной организации, Светлана всеми силами принялась за работу, привлекла в движение много молодежи. Основной проект, который был воплощен Светой Максимовой - это проведение этнолагеря "Айбагыр" для кряшенских детей.
Первая смена кряшенского этнолагеря была проведена в августе 2012 года в лагере "Мечта" Зеленодольского района Татарстана. Для детей была организована обширная программа: проведение мастер-классов по кряшенской музыке и пению, по национальным танцам, отдыхающим рассказали об особеннос тях национального костюма, были приглашены известные деятели науки и культуры, а так же артисты Государственного фольклорного ансамбля кряшен "Бермянчек". Помимо специальных занятий по этнической культуре, дети смогли посетить Раифский монастырь, побывали на экскурсии по Казанскому Кремлю.
Вторая смена лагеря прошла в августе 2013 года. Программа лагеря была еще более насыщенной и многогранной. Значимым событием для детей стало посещение Выставки кряшенского искусства, которая была организована в рамках Универсиады Государственным музеем изобразительных искусств Татарстана и республиканской Общественной организацией кряшен.
Этнолагерь - очень значимый и актуальный проект, призванный сохранить кряшенские традиции в условиях глобализации и урбанизации. Не секрет, что численность жителей деревень быстро сокращается, население устремляется в города, а деревни - хранилища нашей культуры - исчезают с лица земли. Особенно остро стоит эта проблема в кряшенских деревнях. Ведь именно там зачастую закрывают школы, а вместе с ними пропадают школьные этнографические музеи, распадаются школьные фольклорные ансамбли. Дети учатся в соседних татарских деревнях, где даже боятся сказать, что они кряшены. Именно такие дети - основа нашего этнолагеря. Мы воспитываем в них чувство любви и гордости к своему народу. Дети уезжают домой с чувством уверенности, что они не "второсортные" люди, а достойные представители уникальной народности и ее культуры.
Еще до появления молодежной организации, с 2007 года силами Общественной организации кряшен Татарстана и Казанской общественной организацией кряшен стал проводиться конкурс-фестиваль молодых исполнителей кряшенской народной песни "Туым җондозы" - "Рождественская звезда". Победители и дипломанты этого конкурса (Александр Игнатьев, Эльвира Камалова, Регина Павлова и др.) на сегодняшний день работают в Государственном фольклорном ансамбле кряшен "Бермянчек". Найти юных талантливых исполнителей народной песни и взрастить их для ансамбля "Бермянчек" - это одна из важнейших задач фестиваля.
На реализацию многих наших проектов, безусловно, необходимо финансирование. Поэтому мы стараемся принимать участие в проводимых местными властями конкурсах на соискание грантов. Так, в 2010 году нами был получен грант на проведение второго форума кряшенской молодежи, в этом году - на проведение этнолагеря "Айбагыр". Но получение грантов на свои проекты имеет свои особенности и трудности, связанные с тем, что от имени одной организации может быть представлен только один проект. А как поступать филиалам нашей организации, которые не являются отдельными юридическими лицами - этот момент не учитывается нигде и осложняет работу. Также хотелось бы, чтобы финансирование наших крупных проектов взяло на себя правительство республики. Например, такие мероприятия, как этнолагерь "Айбагыр" можно было бы включить в перечень проводимых мероприятий Министерства образования и науки Татарстана, конкурс-фестиваль "Туым җондозы" - "Рождественская звезда" - в план мероприятий Министерства куль туры, молодежный форум - в план Министерства по делам молодежи, спорту и туризму нашей республики. Это существенно помогло бы развитию нашего общественного движения.
Еще одна проблема - отсутствие места для регулярных встреч кряшенской молодежи. Выделенное в Доме дружбы народов Татарстана помещение очень маленькое, к тому же его приходится делить с удмуртами, которые тоже активно работают. Получается, что мы мешаем и притесняем друг друга. Уже давно стоит вопрос о реставрации дома на улице Худякова (под Центр кряшенской культуры), но из-за отсутствия финансирования и господдержки нет возможности отремонтировать его. Имея такой центр, кряшенская молодежь могла бы чаще собираться и воплощать свои идеи, проекты, проводить мероприятия.
В Казани очень много молодежи, есть и жители Казани, и приезжие из районов и городов республики. Однако активной можно назвать только приезжую молодежь (она и вошла в состав "Бәрәкәт"), местная казанская организация кряшен не проводит работу по привлечению молодежи, из-за чего затруднена координация между молодежной организацией "Бәрәкәт" и Общественной организацией кряшен Казани.
Несколько слов о науке. Вялая работа Центра по изучению кряшен и нагайбаков, на мой взгляд, связана с отсутствием молодых ученых, занимающихся кряшенской тематикой, а для тех, кто все-таки занимается ей, просто нет ставок в Академии наук. Таким образом, кряшеноведение развивается только несколькими учеными, которых можно назвать энтузиастами своего дела и которых можно пересчитать по пальцам.
Недостаточной можно назвать и просветительскую, миссионерскую работу с молодежью со стороны кряшенских священников. Религия - это один из основных моментов в самоидентификации кряшен, но в связи с отсутствием кряшенских церквей во многих кряшенских населенных пунктах, молодежь далека от религии. Можно было бы провести и православные форумы кряшенской молодежи, но организовать их некому. Отдел по работе с молодежью в Казанской Епархии также не смог нам предложить свою помощь. Стоит отметить и тот факт, что в последнее время участились попытки вовлечь кряшенскую молодежь в оппозиционные политические течения. Под видом представителей организации "Росмолодежь", подозрительные личности пытались предложить активистам нашего движения помочь "решить проблемы кряшенской молодежи", призывая к массовым акциям протеста. При более подробном разговоре оказывалось, что они не владеют кряшенской темой вообще и делают свои выводы лишь на сомнительных статьях из Интернета.
В целом, уже само появление молодежной организации кряшен в Татарстане - это большой шаг в истории самоопределения кряшен. Это значит, что наша молодежь не инертна, что ещё не всё потеряно, у нашего народа есть будущее, а наша задача - приложить максимальные усилия для комфортного и мирного существования кряшен в Татарстане.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: