Туганайлар

Айталан: сквозь века к современности

В одном из живописных ландшафтов Елабужского района расположена небольшая деревушка Айталан. По сведениям главы Большешурнякского сельского поселения Николая Мельникова там проживает пять-шесть человек. Это кряшены. Как они там оказались и чем живут сегодня? Об этом в нашей статье

Открывая страницы прошлого деревни

Первое упоминание о деревне Айталан, согласно сведениям, представленным в Татарской энциклопедии, относится ко второй половине XVII века. Ее название, по мнению авторов книги «История, археология и топонимия Елабужского района» Альберта Нигамаева и Леонида Арсланова, восходит к двум компонентам: к марийскому «ото» – роща и татарскому «алан» – поляна, то есть «роща в поле».

Исторически деревню Айталан всегда населяло малое количество жителей. По ландратской книге 1716 года – переписи населения, где указывались лица мужского и женского пола, их возраст, прибытие и убытие, – в населенном пункте проживало три семьи. Это Павел Федорович сын Колчерина 65 лет, его жена Татьяна Семеновна 40 лет, дети: сын Степан 40 лет, его жена Авдотья Леонтьевна, дочь Катерина 3 лет; сын Алексей 33 лет, холост. Следующая семья – Иван Савельев 40 лет, его жена Офимия Ивановна 32 лет, их сын Петр 6 лет, Иван – полгода, дочь Мария 9 лет. Третья семья имела такой состав: Петр Михайлов 26 лет, его жена Мария Афанасьевна 25 лет, их дети Василий 11 лет, Анна 2 лет, мать Петра вдова Дарья Федоровна 55 лет. Все население было записано новокрещеными.

Потомки Павла Федоровича Колчерина между 1745 и 1762 годами – второй и третьей ревизиями – переселились на территорию Закамья в село Кабан-Бастрык Мензелинского уезда Уфимской губернии (современный Заинский район). Их род сегодня носит фамилию Скворцов.

В XVIII – первой половине XIX веков жители деревни Айталан носили статус государственных крестьян. Их занятия сводились к земледелию, разведению скота, извозу, местные крестьяне работали поденщиками в соседних селениях.

До 1920 года деревня входила в Черкасовскую волость Елабужского района Вятской губернии. С 1921 года находилась в составе Елабужского, с 1928 года – Челнинского кантонов ТАССР. С 1930 года в Елабужском, с 1944 года в Мортовском, с 1954 года в Елабужском районах. Айталан входит в состав Татарско-Дюм-Дюмского сельского поселения.

Старинная часовня как местная достопримечательность

До деревни Айталан проложена асфальтированная дорога, проведен свет. Однако отсутствуют отделения связи, фельдшерско-акушерский пункт, детский сад, школа и магазин. Также в деревню не проведен газ.

При въезде в Айталан стоит огражденный забором комплекс, где расположены часовня, монумент участникам Великой Отечественной войны, кирпичная стена с гильзами артиллерийских снарядов.

Часовня является объектом народного православия и главной достопримечательностью населенного пункта. По воспоминаниям местных жителей, на верхней ее части был установлен металлический крест и икона. Сейчас они утеряны.

В большинстве кряшенских деревень так называемые «чачауники» деревянные и украшены полотенцами, а в Айталане она сделана из камня. Вероятно, часовня старинная. В ней едва видятся орнаменты в виде древних дохристианских символов, характерных для представителей аграрного общества. На часовне просматривается изображение круга, символизирующего древний астральный знак солнца. Круг разделен на двенадцать частей, обозначающих, возможно, двенадцать месяцев в году. Ромбы на столбах часовни символизируют землю, поле и надел.

Также в деревне сооружен камень с памятными табличками в честь односельчан – участников Второй Мировой войны. В ней мы находим Иплиных, Любимовых, Музловых, Митрофановых, Маклаковых, Малаховых, Соловьевых, Яичкиных. Памятник на свои средства поставил Анатолий Любимов в 2005 году.

Скромный народ Айталана

В Айталане нас встретил местный житель Леонид Любимов – пенсионер, любящий рыбалку. Кроме него в деревне проживают семьи Королевых, Музловых. Их смело можно назвать самыми преданными жителями Айталана, не покинувшими родную землю ради благ цивилизации и согласными жить со скромной инфраструктурой.

Леонид Любимов рассказал нам, что престольным праздником деревни является Троица. Вообще народ здесь верующий и почитающий объекты православия. Например, в деревне было принято обнимать часовню перед уходом в армию и целовать икону. Так солдат просил легкой службы и благословения. Такой ритуал совершали и в соседней кряшенской деревне Верхний Шурняк.

Через асфальтированную дорогу за Айталаном живет Анна Гарипова – переселенка из исчезнувшей на сегодняшний день деревни Февральский. У нее нет света, газа и даже не проведена вода. Только множество кошек и десять козлят. Питьевую воду женщина таскает из родника, а в баню ходит к родственникам в Айталан. Продукты ей привозит дочь Ильгиза, проживающая в Елабуге.

Вообще, в Айталане живет очень душевный, скромный народ, встретивший нас открыто и приветливо. Это покоряет.

 

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Инстаграм, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: