АРКАДИЙ ФОКИН: «Чтобы «собрать» музей, нужно навалиться всем миром…»
В номере 4 (248) от 27 февраля мы писали о том, что Национальная художественная галерея «Хазине» Казанского Кремля и Общественная организация кряшен республики готовят к предстоящей Универсиаде выставку художественно-декоративного искусства кряшен. С целью сбора экспонатов научные сотрудники галереи и представители общественной организации уже побывали в населенных пунктах Пестречинского района. В...
- Как давно возникла идея открыть музей?
- Идея создания музея - ровесница замысла об учреждении общественной организации кряшен. В Уставе Этнографического культурно-просветительного объединения кряшен, утверждённого 26 февраля 1990 года, в числе основных направлений деятельности указаны научно-поисковая работа и постановка музейного дела, а среди компонентов его организационной структуры назван историко-этнографический музей.
С тех пор идея музея озвучивалась неоднократно на общих собраниях и научно-практических конференциях, пока не обрела характер официальной директивы. 11 апреля 2002 года по итогам встречи с лидерами и представителями кряшенского движения Президент республики М.Ш.Шаймиев дал поручение министру культуры и директору музея-заповедника «Казанский Кремль» при разработке концепции музея (здание юнкерского училища) предусмотреть устройство экспозиции (филиала, отдела, зала), посвящённой истории, этнографии и культуре кряшен.
По ряду обстоятельств это поручение не было выполнено. И после передачи Общественной организации кряшен Республики Татарстан здания бывшей церковно-приходской школы при храме Тихвинской Божьей Матери под культурный центр, намечалось разместить музей там. Тем самым негласно менялся первоначальный статус - не подразделение государственного музея, а музей на общественных началах.
- Где и когда планируется открытие музея?
- В связи с тем, что реконструкция переданного кряшенам здания затянулась, приостановилась начатая было работа по сбору и систематизации исторических материалов. Возобновилась она полгода назад, после того как удалось заполучить во временное пользование небольшую комнату под фондохранилище. Поэтому точную дату открытия музея назвать затруднительно. Ясно одно - она не за горами.
- Что нужно, чтобы музей начал функционировать?
- Можно бы ответить кратко: выполнить поручение Президента Республики Татарстан. Но в связи с тем, что ответственные за это государственные учреждения сняли с себя возложенную на них миссию, приходится призывать общественность, изыскивать финансовые и материально-технические средства на оснащение будущих экспозиций и музея в целом. То есть, чтобы ускорить начало функционирования музея, необходимо навалиться всем миром. Как говорится, с миру по нитке - голому рубаха.
- Есть ли такие же энтузиасты, как и вы, которые помогают Вам в осуществлении проекта?
- Энтузиасты музейного дела были задолго до нас, есть и, уверен, будут. Уже не одно десятилетие существует музей, созданный педагогом Анной Григорьевной Никифоровой в селе Кряш-Серда Пестречинского района и действующий ныне на правах подразделения Национального музея республики. Успешно функционирует музей, начало которому положили бывшие лидеры кряшенской организации Набережных Челнов Райчка Дмитриевна и Николай Петрович Ипеевы.
В Казани, хотя и с некоторым запозданием, дело тоже налаживается. Прежде всего, благодаря ветеранам кряшенского движения, представителям творческой интеллигенции и должностным лицам, активным членам местной организации кряшен. Это известные кряшенской общественности Пётр Васильевич Ефимов, Александр Васильевич Харитонов, Николай Ильич Кутузов, Артур Владимирович Поляков, Аркадий Николаевич Павлов, Вера Васильевна Григорьева и другие.
- Что собрано на сегодняшний день?
- Признаться, отобрано и систематизировано пока ещё не много. Сдерживает сбор недостаток помещений для хранения и обработки материалов. Но в пределах возможного дело продвигается вперёд. Заведены так называемые листы дарения - форма учёта поступивших в музей экспонатов и материалов. В них фиксируется фамилия дарителя и перечень всех без исключения вещей. Пользуясь случаем, хочу выразить признательность и сказать спасибо первым дарителям музея Вере Петровне Мещеряковой, Александру Сергеевичу Филиппову, Вере Ивановне Семёновой и многим другим. Всех одним разом не перечислишь, но имена их известны, зафиксированы в документах музея и при первой возможности будут обнародованы.
Фото: Одна из фотографий, переданная в фонд будущего музея.
На снимке - В.Т.Тимофеев с семьей. 70-е годы XIX века
- Где вы ищете экспонаты?
- В первую очередь в семьях участников кряшенского движения, их родственников и знакомых, особенно тех, у которых сохранились родовые гнёзда - старые подворья в кряшенских деревнях и сёлах. Говоря об экспонатах, следует обратить внимание на их разнообразие, начиная, скажем, с крохотной вырезки из газеты «Киняш», издававшейся в 1920-х годах, и кончая подшивками газет «Кряшен сюзе» и «Туганайлар».
Документы, фотографии, письма, личные вещи, предметы труда и домашнего обихода, церковная утварь, изделия народных промыслов, произведения художественного творчества, всевозможные украшения - всё это музейные экспонаты, в крайнем случае - материалы для их изготовления. Благодаря дарителям, сейчас комплектуется до десяти подшивок газеты «Кряшен сюзе». Но переплести и выставить их в качестве экспонатов нет возможности из-за досадной мелочи: в объединённом номере 12-13 (114-115) за декабрь 2001 года нет вкладыша (страниц 3 и 4). Поэтому даже не полный экземпляр (не только газеты - любого вещественного экспоната) представляет порой исключительную историческую ценность.
Хуже того, трагично сложилась ситуация с письменными материалами истории кряшен второй половины XIX - начала XX веков. Дело в том, что основная часть кряшенского архива указанного периода хранилась в Казанской центральной крещёно-татарской школе. В середине 20-х годов правительство республики приняло решение о переводе некоторых средних учебных заведений, в том числе кряшенского педтехникума, из Казани в Елабугу. Все документы отправили по реке. Но баржа до места назначения не дошла, вмёрзла в лёд (дело было поздней осенью) и была брошена на произвол судьбы. Сегодня эту невосполнимую потерю приходится хотя бы частично компенсировать за счет различных фондов федеральных и региональных архивов, библиотек и пожертвований населения.
Мы очень надеемся, что наши отзывчивые сородичи, помогут восполнить существующие пробелы и укомплектовать выставочные фонды создаваемого музея.
- Какие интересные экспонаты у вас уже есть?
- Среди интересных находок следует выделить подлинное издание «Письма Н.И.Ильминского к крещёным татарам» 1896 года. Он передан с дарственной надписью жительницей Казани Арентовой Маргаритой Ивановной - племянницей Арентовой Марии Петровны. Той самой, что была главным адресатом ленинградского учёного, кряшеноведа-энтузиаста Ивана Георгиевича Максимова, переписка которых составила значительную часть книги «Есть такой народ - кряшены».
Единственным в своём роде является свидетельство об окончании Казанской центральной крещёно-татарской школы и присвоении звания учителя сельской школы уроженцу деревни Сосновый Ключ Чистопольского уезда Петрову Алексею Трофимовичу, выданное 17 апреля 1917 года. Это подлинный документ, заверенный подписями директора и членов педагогического совета учительской семинарии, по традиции принимавших экзамены выпускников школы, гербовой печатью семинарии и её же сургучной печатью, скрепляющей суровую нить, которой прошита фотография владельца свидетельства. Его подарила ныне здравствующая дочь Петрова - Аврора Алексеевна, многие годы работавшая заведующей кафедрой химико-технологического института и доцентом государственного университета и сыгравшая заметную роль в создании Этно-графического культурно-просветительного объединения кряшен.
Среди позднейших материалов обращает на себя внимание рукописное письмо поэта, первого редактора газеты «Кряшен сюзе» Анания Нестеровича Малова (литературный псевдоним Ямаш Игеней), в котором сквозят боль и озабоченность о судьбе кряшенского движения в республике.
Вызывают интерес некоторые предметы быта, одежды, украшений, характеризующие патриархальный кряшенский уклад и образ жизни. Но их лучше видеть своими глазами, чем говорить о них.
- Будет ли в музее экскурсовод?
- Если будет музей, будут и экскурсоводы. Конечно, в первую очередь их составят волонтёры. По мере превращения общественного музея в официальное подразделение появятся и штатные сотрудники.
- Кто еще будет работать в музее (научные сотрудники, методисты, заведующий фондом, реставратор, библиограф, художник-дизайнер)?
- Всё будет зависеть от статуса музея и степени его становления как научно-исследовательского и культурно-просветительного учреждения. Ибо численность штата, профессиональный состав сотрудников определяется по объёму и разнообразию его деятельности. Полноценный набор специалистов (научных сотрудников, реставраторов, хранителей фондов и других) будет возможен при развитии его до уровня республиканского научно-исследовательского и научно-методического музейного центра.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев