Труды И.А. Износкова как источник по истории кряшенских деревень
В статье рассматриваются работы российского деятеля народного образования, краеведа, действительного статского советника И.А. Износкова по истории кряшенских деревень Лаишевского и Мамадышского уездов Казанской губернии. Автор попытался объяснить ценность трудов И.А. Износкова для краеведов, а также дать их характеристику и описание
Илиодор (Лиодор) Александрович Износков (1835–1917) – российский деятель народного образования, краевед, действительный статский советник.
Для краеведов, занимающихся историей кряшен, могут быть интересны следующие его труды: Список населенных мест Мамадышского [1] и Лаишевского уездов [2, 3] Казанской губернии.
Нам следует наглядно показать, чем могут быть полезны данные материалы, вследствие чего необходимо разобрать один из примеров. В статье мы приводим вначале описание из труда И.А. Износкова, затем следует его разъяснение.
1. «Янсоварь, Нарсыварь по тат. Нырсуварь (1079,1080) село при речке Нырсы, по правую сторону Ногайской торговой дороги, от города 60 верст, волостного правления 5 верст». И.А. Износков при описании сёл пишет про наименование деревни и его географическое расположение.
2. «Первое название составилось из слов ян (а), – новый, норсо – название реки и вар (чув.) – долина, средина. Второе название в переводе значит: Нырсинская долина, средина речки Нырсы».
Далее автор приводит подробную этимологию топонима, подробно объясняя его значение.
1. «В писцовых и межевых Казанского уезда книгах 1603 года письма и межевания Ив. Болтина по Зюрейской дороге в дер. Нарсызарь упоминается служилый новокрещен Анофрий Алибердыевь, служилый татарин Иней Хозяшевь, за которыми числились «поместья два жеребья: в деревне Меньшой, да деревня, что была пустошь Бимер Тавлева; новокрещен Сава Дербашалаевь, который жтд без пашни «по памяти за государевою великого князя Бориса Федоровича всея России печати царства Казанского за приписью дьяка Петра Микулина. По челобитью Дербышалева было ему выделено пашня из Тохтамышевского жеребья. В той же деревне упоминается девять дворов ясашных новокрещеных и татар; два двора «помещиковых» людей. На межах были сторонние люди дер Балаклы, Курмаш Абд…, дер. Кокчибаки, Некаинов, дер. Шадки… В писцовых книгах Казанского уезда писцов Семена Волынского, Петра Коробьина да дьяка Михаила Патрикеева упоминается пашня в деревне Нырсывар, Малое Шебулатова тоже, на р.Нырсы за служилыми новокрещены за Илейкой до Зиновейской Ивановыми, детьми Чекентьевыми, пашня в ясачной деревне Нырсывар на р.Нарсывар за служилыми новокрещены за Трофимом Савиными с товарищи с пятью человеки; в той же дер. Нарсыварь, за казанским толмачем за Тимошкою Полуехтовым не мерено, а писано то поместье и мерено за Алексеем Зеленым. В документе 1722 года, сентября 24 упоминается на р.Нырсы ясашная русская и новокрещеная дер. Нарсывар с 34 крестьянскими дворами. Тут же упоминаются смежные угодья: помещичьи леса с.Казылей и за р.Мешей ясашной новокрещенной дер.Ковалей, Сеные Нырсыварские покосы, как видно из того же документа, были смежные ясашной деревни Толкишь да с помещьичей дер. Шибулатовой. Там же показано от Нарсыварь до ясашной новокрещеной дер. Ковалей 2 версты, Козылей 3 вер., дер. Толкишь 2 вер., дер. Таутермек. К документу за старость Семена Исаева и Семена Федорова и выборного Ивана Афанасьева ногайской дороги села Козылей поп Иван Петров руку приложил. Документ выдан из канцелярии бригадира Ивана Алексеевича Фокмендина против инструкции, данной от кавалерии вятского полка подполковнику Лаврентию Даниловичу Есипову. 1763 года янв. 15 в вотчиной коллегии Казанского уезда деревни Нырсоваря из татар старокрещенные Иван Петров и Егор Михайлов показали, что они били челом о даче им и всем оной деревни из татар старокрещенным и новокрещенным и русским ясашным крестьянам с писцовых и межевых книг на деревни Насыварь выписи. О выдаче тех же записей вновь ходатайствовали в 1835 году выборные дер. Янцовар Иван и Степан Алексеевы».
Здесь подробно описывается о документах на земли этой деревни, кому они принадлежали, даты образования села и т.д.
1. «До пожара 14 июня 1883 года, истребившого 70 дворов в деревне Янцевар были кварталы: 1) Мурза нуклар – потомки мурз, 2) Казак-очо – казацкий конец, 3) Чуваш очо – чувашский конец, 4) Урусь очо – русский конец».
Приведенные названия улиц сохранились до сегодняшнего дня, и местные жители помнят об этом.
2. «По преданию, их предки явились в деревне уже крещенными из дер. Таулар (Таишево, Мамадышского уезда), поменявшись землями. По другому сказанию мурзы – переселились из дер. Альбединой. Несмотря на давность крещения, мурзы до последнего времени тяготеют к магометанству. Перед петровым днем мурзы совершают языческий обряд жертвоприношения белой рыбицы у трех старых сосен. У мурзы будто бы много земли захватил помещик с.Казыль Г.Н. Киселевь. Казаков, или служилых татар, было 30 дворов, их предки пришли из дер. Дербиш-иле. У них было 70 десятин земли при дер. Кукеевой, которую казаки в 70 годах продали русским крестеянам дер. Ошнячка Долониным. Чуваши говорящие по-татарски, состоят в одной шапке (сообществе) с русскими. Вначале он был работником у помещика татарина. Впоследствии, сделавшись управляющим имения, чувашин пригласил на землю своего хозяина – татарина и еще несколько своих единоплеменников. По другому рассказу, чуваши коренные жители дер. Янцеварь. Русские выселились откуда-то из Московской губернии. В начале русских было 3 двора. При Янцеварах имеются древния кладбища: одно в самом селении, а другое – на берегу реки Меши. И на том и на другом сохраняются камни с татарскими надписями. На сельском кладбище камень после пожара пришелся среди улицы и ему грозило разрушение от проезжающих».
Автор часто использует в своих трудах предание той или иной деревни. Часто эти предания являются подлинными и представляют настоящую ценность для сохранения истории деревни.
1. «С 1 октября 1868 г. в селе существует начальное училище, открытое впервые братством св. Гурия. В 1884 году казанским купцом Павлом Васильевичем Щетинкиным построена в дер. Янцевар первая деревянная церковь, на его же средства открыта женская братства св. Гурия школа и деревня с того же времени переименовано в село».
Здесь подробно описывается о датах открытия церкви и школы в деревне.
2. «Дворов в селе 147. Жителей 464 м., 493 ж., разделяются на два сельских общества: нырсоварские и янсовар-янцоварское. Земельный их надел 1321 дес. Из-за земельного надела у жителей в начале текущего столетия велась тяжба с помещиком Киселевым. Для усмирения жителей в деревню была прислана военная команда и учинена экзекуция. Часть жителей занимается по зимам отхожим портняжеством; всего по сведениям собранным в 1887 г. портняжным промыслом занимается 26 чел. Из числа жителей уходят на продолжительные заработки 7 м. В селе находятся духовенство 3 м. 4 ж., мещан 4 м. 1 ж., крестьян других обществ 1 м. 1 ж. Из них занимаются торговлею 1 м., ремеслами 2 м. Янцоварский приход состоит из села и четырех деревень, из которых одна входит в состав Ключищинской волости, две – Казыльской волости и одна – Карабаянской волости. Прихожан 1322 м. 1498 ж. в том числе русских 806 м. 880 ж., крещеных татар 516 м., 618 ж.».
В данном месте подробно описано количество жителей, количество их земли, профессии жителей.
1. «С устройством школы братства св. Гурия в с.Янцовар началось распространение между инородцами христианства и грамотности. Из бывших учеников мужской янцоварской школы несколько человек состоят в настоящее время учителями братских школ, напр. Павел Алексеев и Николай Семенов Додуков учительствуют в братских крещено-татарских школах с 1873 г. и Антон Алексеев с 1888 г.»
Здесь автор приводит сведения о положительных сторонах открытия школ братства св. Гурия.
В заключении хочется еще раз сказать о труде И.А. Износкова. Это бесценный труд для краеведов, историков, при составлении справочников, энциклопедий и т.д., т.к. здесь приводятся уникальные данные, которые, к сожалению, мы уже потеряли. Надеюсь, эти труды не останутся без внимания и будут использованы специалистами.
Семенов Павел Геннадьевич, аспирант, Казанский государственный аграрный университет, Казанская духовная семинария Россия, г. Казань
Родовое древо. Ыру агачы: сборник краеведческих и этнографических материалов / отв. ред. и сост. Л.А. Мухамадеева. – Казань: Логос-Пресс, 2021. – 188 с/
Фото: unsplash.com
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев