Традиция игры на гуслях кряшен
Каталог объектов нематериального культурного наследия Ресурсного центра Внедрения Инноваций и Сохранения Традиций в Сфере Культуры Республики Татарстан пополнился информацией о гуслях кряшен Прикамского ареала.
«Горизонтальный многострунный хордофон – гусли (гөслә)» – это щипковый музыкальный инструмент, который применяется в этническом искусстве кряшенского населения Среднего Поволжья и Приуралья. Имеет свой оригинальный репертуар, ладовую настройку, приемы игры, конструктивные особенности. По типологии сопоставим с европейской средневековой горизонтальной арфой-псалтериум и схожими инструментами народов Поволжья: русские – гусли, чуваши – кĕсле; удмурты – крезь, быдзым крезь, мари – кӓрш, кӱсле. Гусельное искусство кряшен уникально тем, что сохранило преемственность с живыми старинными гусельными традициями.
В устной памяти всех подгрупп прикамских кряшен гусли сохраняют прочное положение, но оно имеет тенденцию к снижению и полному забвению, ибо память сохраняется до того времени, пока еще живы люди, помнящие о конкретных музыкальных исполнителях-гуслярах конкретного села. Несколько лучше обстоит дело на северо-западе РТ. Здесь еще продолжают сохраняться бытовые, инерционные традиции игры на гуслях в семьях пожилых женщин-кряшенок, особенно в Балтасинском и Арском районах Республики Татартсан.
В этнографической литературе описаны множество случаев о применении гусельной игры при проведении языческих церемоний (похоронно-поминальные обряды, моления в святых рощах) у народов Поволжья. Это дало повод некоторым исследователям причислить поволжские гусли к дохристианским проявлениям. Очевидно, что гусли проникли не только в христианское, но и в языческое культовое искусство на территориях христианско-языческого пограничья.
В памяти кряшенского населения в XX веке гусли сохранились как атрибут культуры традиционного гостевого обряда и частично как ритуальный инструмент при проведении языческих культовых церемоний (поминальных др.). Гусли кряшен были связаны с традициями исполнения христианской духовной поэзии. Одним из преданий, которые поддерживают идею о христианской подоплеке появления и активном использовании гуслей, стала запись поверья кряшен из дер. Сердабаш Арского района Татарстана о том, что царь Давид игрой на гуслях заслужил благорасположение от Всевышнего и прощение грехов. Поэтому в этой деревне родителями всячески поощряли игру на гуслях своих детей, считая это богоугодным занятием.
Современное местоположение гуслей кряшенского населения Волго-Камья можно определить как уходящую традицию гостевого ритуала. Гусли, первоначально имевшие функции аккомпанемента к христианским духовным стихам, постепенно свое музыкально-стилевое, функциональное содержание адаптировали к потребностям этнической гостевой культуры.
Гусли на территории Татарстана имелись в прошлом не только у этнических групп, которые в результате усилий миссионеров стали христианами, или же оставались язычниками, но и у татар-мусульман края. Например, академик Г.Ф Миллер, участник экспедиции Российской Академии наук XVIII века, описавший гусли народов Волго-Камья, считал, что русские, чуваши, марийцы и удмурты заимствовали у татар «как употребление сего инструмента, так и его название». Поводом для такого мнения явилось, видимо, широкое распространение этого вида инструмента у татар в эту пору.
Следы гуслей в этнической памяти современных татар весьма размыты, но они имеются. Предания о применении гуслей в далеком прошлом зафиксированы в татарских селениях, которые расположены севернее от Казани и примыкают к землям с чересполосным проживанием финно-угорского и кряшенского населения. Это в основном бывшие христианизированные татарские села, которые затем вновь возвратились в ислам. Другой территорией, где в татарских селах помнят о наличии в прошлом традиций игры на гуслях, является Цильнинский район Ульяновской области, а также Апастовский, Кайбицкий, Буинский районы Татарстана. На поверку оказалось, что большая часть населения этих сел также являются бывшими кряшенами, вновь вернувшимися в ислам.
Российский инструментовед конца XIX века А.С. Фаминцын, изучивший основные этапы развития русского гусельного искусства, считал, что гусли, имеющие изначально восточно-азиатское происхождение, сначала получили развитие в Византии, затем получили распространение в Европе и России. Появление гуслей у поволжских народов Фаминцын связывает с русским влиянием. Важной предпосылкой для такого вывода, несомненно, явились два очень важных аргумента. Это, во-первых, тип поволжских гуслей, представляющий из себя вариант общеевропейского псалтериума, а во-вторых, наличие у всех национальных видов гуслей в Поволжье русского названия.
Гусельное искусство всегда вызывает в народе эмоциональный отклик. Отдельные журналисты и музыканты (энтузиасты этого инструмента) давно бьют в набат, призывая уделить самое пристальное внимание проблемам возрождения гуслей, но эти призывы остаются безадресным декларированием благих пожеланий, ибо практических подвижек в лучшую сторону, по этому вопросу, со стороны представителей официальных органов республики, ведающих проблемами традиционной культуры, не ощущается.
Автор-составитель: Геннадий Макаров
Источник
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев