Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Театр в жизни кряшен в первой половине XX века

Статья старшего научного сотрудника Центра изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Лилии Мухамадеевой.

В статье рассматривается деятельность Кряшенского советского передвижного театра. Одной из его актрис являлась активистка кряшенского движения, педагог, писательница Д. С. Аппакова. Советская писательница, педагог, актриса Л. Н. Сейфуллина организовала Челябинский детский те-атр, писала инсценировки и пьесы.

На духовно-нравственный облик общества большое влияние оказывает театр. Он образно отражает жизнь, воспитывает чувства, отношение к явлениям и событиям, моделирует манеру поведения в различных ситуациях. Сила и качество воздействия театра на общественное сознание зависят от целей и содержания сценических произведений, профессионализма драматургов и исполнителей, а также от широты и активности зрительской аудитори.

В период Гражданской войны практически все ведущие актеры Казани, Уфы, Оренбурга, Астрахани принимали участие в деятельности фронтовых бригад. Свой гражданский долг театральные деятели видели в демонстрации агитпьес воинам Красной Армии. В основном это были спектакли-митинги, где традиционное театральное зрелище перемежалось с выступлениями пропагандистов-агитаторов. Разумеется, претерпел изменения и репертуар. Популярностью пользовались пьесы Ф. Шиллера «Разбойники», «Коварство и любовь», а также пролетарски тенденциозные драмы «Первый шаг» ш. Усманова и «Новые люди» Г. Ибрагимова, пьесы Г. Кулахметова «Две мысли» («Красное и черное») и «Молодая жизнь» и др.

В этот же период возник Кряшенский советский передвижной театр, функционировавший с 1918 г. по 1922 г., сыгравший важную роль в освещении истории и культуры, образа жизни и быта кряшен того периода. Его главным режиссером в 1920 г. являлся Захар Никотаввич Данилов. В постановке спектактей Кряшенского передвижного театра участвовала организатор первых советских кряшенских газет, педагог, детская писательница и акти-вистка кряшенского движения в 1917-1921 гг. Дарья Семеновна Алпакова (Даржия Сейфулловна) (1898-1948), уроженка д. Байгулово Мензелинского уезда Уфимской губернии.

Несмотря на трудности тех лет, актеры старались ознакомить кряшенское население с актуальными произведениями, проблемами и событиями своего времени — выезжали в разные города и села. Вероятно, помимо передовых на тот момент литературных произведений и спектаклей, в репертуар данного театра были включены и пьесы из жизни кряшен, написанные как известными кряшенскими поэтами и писателями, так и любителями.

С 1920 по 1940-е гг. кряшенскими литературными деятелями были изданы следующие пьесы и инсценировки: Саврушевский Д. Г. «Театральные пьесы» (Казань, 1920); Курочкин Ю. «Письмо хазрата. Пьеса в 3 действиях (из жизни строительства колхоза)» (Казань, 1930); Кавалинский Ф. «Знаменитые (инсценировка). — Колхозная сцена» (Казань, 1935); Митрофанов Ф. «Богач Кирилла. В 3 актах. Пьеса из 4 картин. Из жизни кряшен (1918-1919)» (Казань, 1931); Кавалинский Ф. «Сенокос. Родина. — Эстрада» (Казань, 1939); Кава-линский Ф. «Портфель — Короткие пьесы» (Казань, 1940); Аппакова Д. С. «Находчивый юноша» (1943 или 1945, постановка Театра им. Г.Камала, Казань), «Шурале» (1944); «Колыбельная» (1946), «Ко-лыбельная песня» (1946 или 1949, постановка татарской труппы ТЮЗа, Казань), «Ильдус» (1947 или 1949, постановка татарской труппы ТЮЗа, Казань, 1950) и др.

С 1920 г., когда положение на фронтах стабилизировалось, и победа Красной Армии стала очевидной, актеры, которые разьеха-лись по всем уголкам Советской России, постепенно стали возвращаться в Казань. В последующем разрозненным актерским труппам и актерам-одиночкам предстояли оседлая жизнь и строительство нового театра, с иными принципами творчества, чем это предпола-гала фронтовая жизнь. Так, после ликвидации театра Д.С.Аппакова поступила в драматическую студию при Казанском Большом драматическом театре, после окончания которой в 1923-1925 гг. выступала на сцене Казанского политотдела РККА.

Литературный дебют Д.С.Аппаковой состоялся в 1932 г. в Узбекистане, где она проживала последние свои годы после смерти мужа — активиста кряшенского движения, политического деятеля Георгия Ивановича Зубкова (1889-1929), уроженца с.Большой Черкас Елабужского уезда Вятской губернии. Автор пьес и сказок для детей в 1935 г. стала членом Союза писателей СССР. Основная тема произведений Д.С.Аппаковой («Михнат» Ч. 1-2, (1933-1935), «Мамет и старый Амон» (1934), «Люди» (1937), «История маленькой Бану» (1938); произведения в прозе: «Рустем», «Скрипучие башмачки» (1948) и др.) — борьба трудящихся за коллективизацию, тяжелое положение детей до Октябрьской революции, беспросветная жизнь батраков, перемены в их быту после революции и т. д. 

В начале 1920-х гг. член партии социалистов-революционеров, педагог, советский писатель Лидия Николаевна Сейфуллина (1889-1954), уроженка с.Варламово Троицкого уезда Оренбургской губернии организовала в Челябинске детский театр, для которого в 1919-1921 гг. писала инсценировки и небольшие пьесы. Двадцатилетней девушкой она пробовала себя в качестве драматической актрисы, выступая в театральной труппе в Оренбурге, Ташкенте, Вильно и Владикавказе (1909-1911). В последующем вышли ее комедия «Губернатор» (в 1 д., 1927), пьесы «Черный Яр» (в 4 действиях и 10 картинах, в соавторстве с В. Правдухиным, 1931), «Попутчики» (в 4 действиях и 9 картинах, 1933), «Наташа» (1937), «Сын» (1947), некоторые из них стаивлись во многих театрах СССР и Европы. 

Один из главнейших трудов в литературном наследии Л. Н. Сейфуллиной — повесть «Виринея» (1924), притча о «деревенской Кар мен», как называли ее в 1920-е гг., была экранизирована в 1968 г. режиссером В. Фетиным по сценарию А. Шульгиной.

Таким образом, после революции возник Кряшенский советский передвижной театр, одной из актрис которого являлась. Д. С. Аппакова, писавшая пьесы и детские сказки для кряшенского населения. Другая кряшенская писательница, драматическая актриса Л. Н. Сейфуллина, организовавшая Челябинский детский театр, писала комедии и пьесы, которые ставились на советских и европей ских театральных сценах.

Источник: Кряшенское историческое обозрение, 2016 год.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев