Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Роль Игнатия Тимофеева в духовном просвещении нагайбаков

В рамках празднования 180-летнего юбилея священника Василия Тимофеева 9 сентября в Доме дружбы народов Татарстана прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Историко-культурное наследие кряшен Волго-Уральского региона. Актуальные вопросы и перспективы изучения». Директор Централизованной музейной системы Нагайбакского района Челябинской области Надежда Герасимова рассказала о роли Игнатия Тимофеева в духовном просвещении нагайбаков. Предлагаем вниманию...

Вопрос о происхождении нагайбаков довольно спорный. Их относят к «старокрещенным», принявшим христианство в XVI-XVII веках. За верность царскому правительству и неучастие в башкирских бунтах XVIII века они были определены в «казацкую службу» и в 1736 году собраны в Нагайбакской крепости Уфимского уезда. Царские власти стремились укрепить влияние православия среди жителей крепости, и в 1746 году по инициативе губернатора И.И.Неплюева в Нагайбакской крепости была построена церковь Пресвятой Троицы. К середине XVIII века вокруг крепости имелось десять деревень и одно село с церковью. Численность нагайбаков, переселившихся в крепость и ее окрестности, пополнялась за счет выходцев из киргиз-кайсакского плена (персы, арабы, каракалпаки). Для большинства принятие христианства было событием номинальным и не несло духовного просвещения.

На Южном Урале к концу XIX века сложился своеобразный уклад казачьей жизни нагайбаков. Точкой отсчета нового этноса можно считать 1842-1843 годы. В этот период нагайбаков переселили на новые земли в станицы, входившие в состав 5-6 полковых округов Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. А позже эти станицы получили свои французские и немецкие названия в честь побед русской армии над Наполеоном. Основным фактором формирования нового этноса, несомненно, стало православие. В конце XIX века этнограф Е.А.Биктеева писала, что в веровании нагайбаков заметна смесь языческих и христианских понятий. Нагайбаки носят нательные кресты, но за стол садятся не молясь, соблюдают воскресные и праздничные дни, исполняют многие христианские обряды, но не соблюдают пост и очень редко ходят в церковь. Основной проблемой холодности нагайбаков к церкви была неграмотность большинства из них. А богослужение проводилось на церковно-славянском языке, который был непонятен нагайбакам. Да и до конца 80-х годов XIX века храмы были только в русских поселках и одна походная церковь в нагайбакском селе Остроленко. Именно в отдаленности храмов и в незнании священниками их родного языка видели этнографы основную проблему редкого посещения храмов и богослужений нагайбаками.

Здание бывшей церкви в пос. Остроленко

Благодаря миссионерской деятельности Братства Святого Гурия, в 1871 году среди нагайбаков были открыты пять начальных инородческих училищ: в поселках Остроленко, Кассель, Требия и в Париже с центральной школой в Фершампенуазе. Учителем был определен выпускник Казанской центральной крещено-татарской школы, брат Василия Тимофеева - Игнатий Тимофеев. Ему было поручено непосредственное наблюдение за выше перечисленными школами. С его приездом и началось духовное просвещение нагайбаков. По воспоминаниям старожилов, Игнатий Тимофеев был человеком прекрасным, необыкновенно скромным и религиозным. Будучи учителем в селе Фершампенуаз, Игнатий Тимофеев ходил пешком со своими учениками в соседние села Остроленко и Кассель. Там в походной церкви поселка Остроленко, с разрешения священника, Игнатий Тимофеевич читал молитвы на родном языке, народу это очень нравилось. Такие поездки с каждым разом собирали все больше и больше народу. Приезда Тимофеева ждали с нетерпением и к назначенному дню приезжали и из других деревень. Так, в 1872 году на Пасхальное богослужение в Остроленко собралось столько народу, сколько не было с самого основания походной церкви.

Здание бывшей церкви в пос. Париж

В октябре 1880 года оренбургский преосвященный Вениамин посвятил Игнатия Тимофеева в сан иерея и определил священником в поселок Остроленко. Новый храм в поселке был построен в 1882 году. И это стало небывалым дотоле торжеством для нагайбаков. На освящение храма собралось множество народа из окрестных поселков, приехали верхнеуральские купцы, атаман второго отдела Оренбургского казачьего войска со своим семейством. О числе молящихся можно было судить по количеству проданных свечей - более полутора пудов. Само освящение храма было совершено благочинным Н.С.Воронцовским в сослужении Игнатия Тимофеева, двух диаконов и двух псаломщиков, за литургией пел хор верхнеуральских певчих. Некоторые молитвы были пропеты на татарском языке, что весьма было приятно нагайбакам. Игнатий Тимофеев сказал поучение на родном языке. По воспоминаниям старожилов, церковный хор Остроленского храма славился красотой пения, а звон колоколов был слышен верст за двадцать.

Икона с иконостаса пос.Остроленский

В Остроленке была так же открыта первая школа для девочек, в которой учительствовала жена Игнатия Тимофеевича. Первых учениц было 7 человек, и по воспоминаниям, девочки с большим желанием ходили в школу.

С приходом в церковь Игнатия Тимофеева в качестве священника, нагайбаки могли слушать богослужение на родном языке. И как писала Е.И. Биктеева, «богослужение на татарском языке совершило чудо: то, чего не могли добиться в три столетия, достигли за 15 лет. Нагайбаки толпами шли в церковь, и прежняя скука на лицах во время богослужения заменилась слезой умиления. И достичь таких результатов Игнатий Тимофеев смог благодаря священным книгам, переведенным на татарский язык профессором Н.И.Ильминским и братом Василием Тимофеевым, который и снабжал литературой Игнатия. Перевод священных книг на татарский, не мог остаться без духовного отклика. Вот что написали ученики третьего отделения школы поселка Кассельский Василию Тимофееву. «Благодетель и попечитель наш, ревнитель святой веры, отец Василий Тимофеевич! Любезнейший брат наш, Игнатий Тимофеевич, раздавая нам всегда бесплатно книги на нашем родном языке, дает нам возможность узнать правильнее свою веру. О тех книгах, которые вы перевели с Ильминским, наши деды и прадеды не имели и понятия, а мы, благодаря вашим святым трудам, можем не только сами читать и понимать их, а даже придя домой, прочитывать эти книги нашим неграмотным родственникам. В прошлую зиму мы получили от Игнатия Тимофеева Книгу «ИМАН КНЯГЯСЕ» и были поражены вашим стараниям. Все молитвы малопонятные для нас на русском языке, мы теперь знаем на своем родном языке. Собравшись сегодня в школе, мы с согласия нашего дорогого учителя решились, насколько возможно, поблагодарить вас за ваши неутомимые труды и пожелать вам от сердца всего лучшего, молим Бога, чтобы он ниспослал вам долгую и благополучную жизнь и не лишал вас своей небесной благодати».

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Фершампенуаз

Нужно было приложить немало усилий, иметь колоссальное терпение, чтобы привить ростки духовной культуры нагайбакам. С переводом богослужебных книг на татарский язык, был открыт для нагайбаков прямой доступ к сокровищнице богопознания и проводником в этот мир стал Игнатий Тимофеевич Тимофеев.

Строящаяся церковь в п.Остроленский

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев