25 сентября в Казани прошла научная конференция "Школьное и религиозное образование у кряшен: история и современность", где приняли участие известные религиозные деятели, ученые. Предлагаем вниманию читателей выступление кандидата исторических наук Игоря Алексеева.
События последних лет наглядно убеждают в том, что "кряшенский вопрос" в Татарстане по прежнему не утратил своей актуальности....
25 сентября в Казани прошла научная конференция "Школьное и религиозное образование у кряшен: история и современность", где приняли участие известные религиозные деятели, ученые. Предлагаем вниманию читателей выступление кандидата исторических наук Игоря Алексеева.
События последних лет наглядно убеждают в том, что "кряшенский вопрос" в Татарстане по прежнему не утратил своей актуальности. Причём, на передний план всё более выдвигается его религиозная составляющая, что вполне закономерно, так как сегодня, как и 100 - 150 лет назад, именно она является определяющим фактором сохранения и укрепления кряшенами своей этнокультурной идентичности. В настоящее время в Татарстане за кряшенами "по умолчанию" признано право считать себя представителями самостоятельного народа (этноса), однако они попрежнему, по "советским лекалам", позиционируются здесь в качестве "крещёных татар" - "этноконфессиональной группы (общности)" в составе поволжскоприуральских татар, "верующая" часть которой исповедует православие. Это "зафиксировано", в частности, в современной "Татарской энциклопедии" - в статье с характерным названием "крещёные татары". При этом в местном "научноисторическом" обороте и журналистике нередко используется и "компромиссный" термин "татары кряшены". На мой взгляд, основная проблема заключается в том, что решающее большинство противников признания кряшен продолжает ставить знак равенства между понятиями "татары" и "мусульмане", "не за мечая" существование не только "этноконфессиональной группы" кряшен, но и других, постоянно увеличивающихся в численности, "конфессиональных групп в составе татар", исповедующих иные религии: в частности, то же христианство, но в рамках различных направ лений протестантизма, криш наизм, тенгрианство (неотен грианство), бахаизм и т.д. Данный подход открыто демонстрируется, в частности, на "Всероссийских форумах татарских религиозных дея телей", участниками которых являются только мусульмане, и где татарская идентичность определяется исключитель но как мусульманская. "Ислам как система религиозных и моральноэтических ценностей сыграл консолидирующую роль в исторической судьбе та
тарского народа и продолжает в настоящее время оставаться одним из основополагающих факторов его развития", - говорится, в частности, в резолюции V "Всероссийского форума татарских религиозных деятелей" "Национальная само бытность и религия", принятой 13 июня 2014 года в Казани. О других "системах религиозных и моральноэтических ценностей" ничего не говорится. Представители кряшенского духовенства, как и прочие татарские религиозные деятели - не мусульмане, в этих форумах не участвуют, христианская кряшенская ("крещёнотатарская") идентичность по определению не может являться составляющей частью мусульманской татарской идентичности, из чего следует, что кряшены "по факту" не признаются татарами. На соответствующих принципах, "по умолчанию", изначально строилась и строится также деятельность "Всемирного Конгресса татар". Официально отмечаемые "региональные" татарские религиозные праздники связаны исключительно с исламом - "День официального принятия ислама Волжской Булгарией", "Уразабайрам" и "Курбанбайрам". Кряшенский праздник "Питрау", хотя и является аналогом "Петрова дня", подобно "Сабантую", не носит религиозного характера и отмечается, как "республиканский праздник кряшенской культуры". Вместе с тем, следует признать, что с точки зрения укрепления собственно татарской идентичности (в том "класси ческом" виде, в каком она сложилась к началу прошлого века) такой подход вполне объясним и закономерен. Ислам действительно является её "цементирующим" фактором, что очевидно с исторической точки зрения. Но, в любом случае, он "отрезает" от татар все иноконфессиональные группы и, тем более, кряшен, - даже в формате "этноконфес сиональной группы (общности)" татар. Таким образом, термин "татарыкряшены", как и сто лет назад (когда понятия "татарин" и "мусульманин" были фактически идентичны) является таким же оксюмороном как и "крещёные татары", то есть созвучно словосочетанию "мусульманекряшены". Одновременно конструкция "татарыкряшены" несёт в себе и указание на то, что кряшены - это татары (мусульмане), принявшие православие и изменившие свою прежнюю идентичность. Но в последнем случае кряшены опять таки перестают быть татарами. С 1990х годов, на фоне роста активности общественного движения кряшен за самоопределение в качестве самостоя тельного народа, татарскими националистами и "национально ориентированными" историками стала распространяться "теория" о том, что кряшенская идентичность была "сконструирована" искусственно в конце XIX - начале XX веков. При этом в качестве первоначальных "конструкторов" кряшен ства назывались, главным образом, представители "русской администрации" и православные миссионеры. Практически те же "персонажи" - враждебные Татарстану политические круги в федеральном руководстве, церковники и прочие "татарофобы", поставившие себе целью "расколоть" единую татарскую нацию и изменить этнорелигиозный расклад сил в Татарстане, якобы намеренно реанимировали "кряшенский вопрос" и в конце XX века. Между тем, известно, что кряшены возобновили борьбу за свои права ещё в советское время - во второй половине 1980х годов, когда никто не помышлял об искусственном "конструировании" самостоятельного кряшенского народа. Наибольшее обострение "кряшенского вопроса" наблюдалось в преддверии Всероссийской переписи населения 2002 года: после того как 13 октября 2001 года в Казани "Республиканской конференцией национальнокультурных объединений кряшен Республики Татарстан" была одобрена "Декларация о самоопределении кряшен как этноса", и кряшенская общественность стала добиваться выделения народа "кряшены" в переписных листах в качестве отдельной позиции. Государственный советник по политическим вопросам при президенте Татарстана, директор Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Р.С.Хакимов в 2002 году в своей нашумевшей статье "Кто ты, татарин?" прямо заявил, что: "Политики придумали са мостоятельный народ под на званием кряшены". Там же для большей наглядности он прозрачно намекал и на личность главного "конструктора", действия которого "мешают татарам, да и самим русским, стать процветающим народом". В том же 2002 году в своём выступлении на проходившей в Казани научной конференции "Цивилизационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации" президент АН РТ и директор "Института Татарской энциклопедии" М.Х.Хасанов указал на то, что: "В последнее время обозначилось стремление некоторых клерикальных политиков и отдельных представителей интеллигенции "сконструировать" самостоятельную кряшенскую "нацию". Так, например, опубликованную 20 октября 2001 года в региональном выпуске газеты "Коммерсантъ" ("Среднее Поволжье") довольно дилетантскую статью Ш.Идиатуллина "Кряшены хотят быть отдельным народом" предваряла большая фотография, на которой Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручает в 1997 году Президенту РТ М.Ш.Шаймиеву Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени, с подписью под ней: "Православная церковь по достоинству оценила татар и стала причиной появления нового народа". Между тем, очевидно, что на деле "вина" Русской Пра вославной Церкви ограничивалась тем, что она - в лице покойного патриарха - активно поддержала данную инициативу кряшенской общественности, но ни коим образом не стала "причиной" появления "нового" народа. Таким образом, отказ признать право кряшен на статус самостоятельного народа во многом был и остаётся мотивирован религиозными соображениями, так как их христианская идентичность якобы является изначально "враждебной" (в более мягком варианте - "вы нужденной") и "временной". Но, как это ни парадоксально, теми же соображениями мотивировано и неприятие кряшен в качестве "полноценных" татар, обладающих мусульманской идентичностью. В результате кряшены перманентно пребывают в "подвешенном" состоянии, что, помимо всего прочего, стимулирует идеологов кряшенского движения на активный поиск доказательств своего древнего христианского прошлого и этнически обособленных корней, а их оппонентов - идеологов "татаристов", отказывающих им в означенном праве, на "опровержение" последних. В 1906 году в "Известиях по Казанской Епархии" была помещена статья священни ка Д.Г.Григорьева "Зовите нас крещёнами", начинавшаяся словами: "Едва ли начальству известно, что для крещеного татарина нет большей обиды, как называть его татарином, иначе Правительство постаралось бы присвоить этому народу то имя, которым называет он сам себя. Имя это - "крещёнин" (кряшен), множ[ественное] "крещёны". Вот уже прошло 350 лет, как первые из казанских инородцев-мусульман приняли святое крещение и стали называть себя крещенами, а начальство всё ещё продолжает называть их ненавистным именем татарина, и, главное, даже требует этого. В некоторых епархиях их принято называть "старо-крещеными из татар", в некоторых "старо-крещеными татарами", а в некоторых "православными из татар". Это в церковных документах. А в официальных отношениях чиновничества их нередко величают просто татарами. Как ни не нравится это крещёнам и как они ни возмущаются этим прозвищем, но никому, кажется, не приходила ещё в голову мысль об отмене этого обидного названия и дарования им собственного имени. Нередко бедные крещёны терпят и лишения из-за этого ненавистного прозвища". "Аллергия" на "кряшенский вопрос" и на сам этноконфессионим "кряшены" (без прибавления "приставки" "татары") в значительной мере начала проходить после создания в 2007 году "Общественной организации кряшен Республики Татарстан", пользующейся широкой поддержкой республиканских властей и реализующей целый ряд этно-культурных проектов. Однако статусные вопросы (и, в первую очередь, о юридическом конституировании кряшен в качестве самостоятельного народа) попрежнему остаются в "неоформленном" состоянии, что становится причиной их дальнейшей актуализации и поводом для различных политических спекуляций.
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев