О чем говорили кряшены на первом съезде народов Татарстана 25 лет тому назад?
В преддверии III съезда народов Татарстана, который пройдет в Казани 22 апреля, в архиве редакции мы нашли сборник материалов первого съезда народов Татарстана, вышедший в 1993 году. В издание вошли все выступления и речи делегатов и гостей съезда, включая также и тексты, подготовленные для выступления, но не прозвучавшие. На съезде...
* Николай Павлович Антонов стоял у истоков зарождения кряшенского этнокультурного движения в Татарстане. В 1993 году учредил газету «Кряшен сюзе». Являлся одним из организаторов Набережночелнинского общества кряшен и Республиканского культурно-просветительского Центра кряшен Татарстана. Умер в 2005 году. Похоронен в г. Набережные Челны.
- Уважаемые делегаты съезда! Одной из нерешенных проблем является кряшенский вопрос. Он возник не сегодня, а существовал всегда. Поэтому, хотим мы этого или нет, уйти от его решения мы не сможем. По нашему мнению, наш съезд как раз тот орган, который мог бы обсудить поставленный вопрос и принять по нему соответствующее решение.
После революции было начато позитивное решение кряшенской этнической проблемы. Однако вскоре, в результате сталинской диктаторской политики, проводимой центром и местной бюрократией, кряшенский вопрос был закрыт, предан забвению. Как теперь стало достоянием гласности, в двадцатые годы был закрыт кряшенский театр, перестали выходить кряшенские газеты, школы были объединены с татарскими, позже эти объединенные школы превратились в школы с русскоязычным обучением. Также был закрыт педагогический техникум, конфисковано кряшенское издательство. На фоне проводимой в те годы политики гонений на религию и разрушений церквей больше всех пострадали кряшены. По имеющимся сведениям, не сохранилась ни одна действующая кряшенская церковь. Практически был закрыт путь для развития кряшенской культуры, были созданы искусственные условия для ее тихого уничтожения и последующего слияния самих кряшен с другими народами. Все это осуществлялось под гуманными на первый взгляд лозунгами и выдуманными теориями, такими, как «мы - один народ», по сути, местный вариант теории «мы - советский народ». Таким образом, кряшены находились под двойным давлением: бывшего союзного центра и местного руководства. Какую политику проводил бывший центр в области национального вопроса и национальных культур, такую же политику проводила и проводит по сей день местная власть в отношении кряшен. Результаты проводимой в течение 70 лет политики налицо: в настоящее время, если не считать кое-где имеющиеся сельские клубы, практически кряшенская культура лишена материальной базы. Возникают вопросы: куда идут налоги, которые уплачивают кряшены государству? Разве в госбюджете нет их доли? Что за порядки у нас: работаем сообща на одних и тех же предприятиях, а результаты труда присваиваются только одними? Разве это нормально, что на территории Татарстана нет ни одного историко-этнографического музея! В настоящее время не выходит ни одна газета и ни один журнал для кряшен. Газеты и журналы, выходящие на татарском языке, никогда не поднимали кряшенский вопрос и практически не писали на кряшенские темы, если не считать появившиеся в последние годы несколько статей и заметок в ряде изданий. В художественной литературе, изобразительном искусстве, на радио и телевидении практически нет места для освещения кряшенской жизни и кряшенской культуры. Таким образом, культурные и духовные интересы кряшен постоянно игнорируются.
Существуют различные негласные ограничения для прихода талантов в национальную литературу и искусство. Наглядный пример из области, связанной с музыкой. Кряшены, давшие русской, татарской и мировой культуре и науке значительное число талантов, являются носителями богатого фольклора и традиций, уходящих корнями в глубь истории, отличаются своеобразием песенного творчества. Однако, несмотря на то, что в сороковых годах была создана Казанская консерватория, в республике не подготовлен ни один профессиональный композитор из кряшен.
Кряшенская культура остается все еще мало исследованной. То же относится и к истории, в частности, к вопросу о происхождении кряшенского этноса. Пора уже отбросить ненаучные, вульгарные теории о происхождении кряшен, согласно которым его суть трактуется односторонне, только исходя из факта насильственной христианизации мусульман.
Еще об одном аспекте. Одним из узловых вопросов кряшенской проблемы является вопрос об обучении детей на родном языке. Но им практически никто не занимался. В связи с нерешенностью кряшенской проблемы, ущемлением культурных и духовных интересов кряшен и отсутствием должного внимания к делу подготовки кадров в области национальной культуры из среды кряшен, родители предпочитают отдавать своих детей в русские школы. Так, например, в татарской школе-гимназии города Набережные Челны учатся всего 6 детей кряшен, тогда как исходя из соотношения численности кряшенского населения могло бы обучаться больше 100 детей. Вероятно, такое же положение и в других городах республики. Национально-этнические, исторические и религиозные факторы требуют постановки на повестку дня вопроса об открытии кряшенских школ и гимназий. Также должны быть организованы воскресные школы для детей кряшен. Надеемся, что наш голос услышит Министерство просвещения республики.
Хотелось бы остановиться еще на одном больном вопросе. Это - судьба кряшенских деревень. Положение здесь такое же тревожное, как и в тех сферах, о которых шла речь выше. Кряшенские деревни и другие населенные пункты значительно отстают по благоустройству и бытовому обслуживанию населения. Согласно поступившим сигналам с мест, в ряде районов кряшенские деревни не включаются в план газификации. Много деревень числятся в разряде неперспективных. В связи со строительством КамАЗа и Нижнекамского нефтехимкомбината перестали существовать три кряшенские деревни. Это - Новые Гардали Тукаевского района, Ахтуба и Чабья в Нижнекамском районе. Всего по этим двум районам за последние годы практически прекратили свое существование семь кряшенских деревень. Много нареканий и недовольства со стороны местного населения вызывает факт, что в большинстве кряшенских колхозов и совхозов руководители и специалисты назначаются со стороны, которые, разумеется, не знают обычаев, обрядов, традиций кряшенского населения и не считаются с его запросами.
Уважаемые делегаты съезда! Актуальность затронутой проблемы очевидна. Здесь, как и в любом национальной-этническом вопросе, вероятно, нет простых решений. Кроме того, проблему, видимо, не решить одним актом. Тем не менее, мы надеемся на ее позитивное решение. Это будет крупным шагом по пути демократизации общества.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев