Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

«Мира не узнаешь, не зная края своего»

Желание приобщить учеников к изучению родного края и воспитать в них чувство гордости за свой родной край побудило Елизавету Митюшкину, учителя истории Новоусинской средней школы Муслюмовского района, написать научно-исследовательскую работу о топонимике села Новые Усы. С этой целью она изучила материалы Уфимского архива XVIII ― XIX веков, записала воспоминания старожилов,...

Родина. Родная земля. Родимый край. Родная деревня. Сколько в этих простых словах сокровенного смысла, затаенной грусти и гордости. Что такое Родина для каждого из нас? Перед глазами каждого предстанут те родные места, где беззаботно бегал по улицам, лицо матери и отца, дом, где родился и вырос, те люди, которые тебе близки и дороги. Нам хотелось бы согласиться с Василием Шукшиным: «Помни, мира не узнаешь, не зная края своего!» А сколько всего таит в себе история и мудрость народа, предания, хитроумные загадки родного языка! Рано или поздно у каждого возникают вопросы: откуда произошло это необычайное название? Где это? В какой части света? Кто придумал его? Что оно значит? Попытаемся найти ответы.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Село Новые Усы расположено в 12 километрах от районного центра, восточнее Муслюмова, в живописном уголке природы, на берегу речки Казанчинка. Село сохранивших национальные традиции кряшен, Новые Усы, известно в истории с XVIII века.
Маленькая мусульманская деревня на берегу речки под названием Усы есть и в Актанышском районе. Истории известно, что и до переселения кряшен в начале XVIII века, здесь жили христиане. Возможно, это были жители деревни Степановка Белебеевского уезда Бакалинской волости. Должно быть, поэтому село называется Новые Усы.
Жители села не приняли участия в восстании башкир и за это были переведены в казачье сословие. В начале XX века казаки покинули село, остались кряшены, русские и марийцы. По данным 1870 года село входит в Белебеевский уезд, расположено по левую сторону дороги Белебей-Мензелинск, в 160 километрах от уездного центра на берегу речки Усинка. Здесь в 145 дворах проживало 966 человек (426 мужчин, 452 женщины, в их число включены и кряшены). Кроме того, зарегистрированы 88 марийцев. Население занималось земледелием, животноводством, пчеловодством, плетением лаптей, перевозкой грузов на лошадях. (Уфимская губерния. Список населенных мест по сведениям 1870 года. С. Петербург. 1877 г.). До сих пор сохранилась родословная Назара, Кондрата, Егорова, Таукилева и Тазовых, которые одними из первых переселились сюда из окрестностей Казани.
Усинцы как и весь простой люд жили в тяжелых условиях, но гораздо лучше, чем население татарских деревень. До 1890 года пользовались огнивом. Только в начале 20 века в селе появился плуг. В 1800 году была построена водяная мельница, хозяйку которой звали Татьяной. Позже мельница перешла в руки её зятя Фадеева. В начале XIX века заработала другая мельница. Построил её русский Иван Симонович Шишкин. Сатыев обеспечивал население необходимыми товарами. Несмотря на вероисповедание, усинцы жили в мире с татарами, особенно с салмуханцами, меллятамакцами, ездили друг к другу в гости. Вместе отмечали праздники Сабантуй, Покров день, Петров день.
Моя малая родина знаменита тем, что Новоусинская школа выпустила немало известных личностей, один из которых педагог, ученый Никон Романович Егоров. Он прошел сложный жизненный путь, получил высшее образование, работал заведующим кафедрой Московской военно-воздушной академии, обучал первого космонавта Юрия Гагарина и Германа Титова.
Гордостью школы являются заслуженный врач Татарстана Александр Аркадьевич Смелов, прокурор Чистополя заслуженный юрист Татарстана Клементий Евгеньевич Спиридонов. Родом из Новых Усов и мастер спорта по гребле Виктор Шадрин.
В Великую Отечественную войну из села на фронт ушли 359 человек, 8 из которых - женщины. 101 погиб на поле брани. Среди тех, кто вернулись с войны был и Кавалер Ордена Красной Звезды Михайлов Меркурий Петрович и Кавалер Орденов Славы 2-ой и 3-ей степени и Бельтиков Дмитрий Семенович.
РОДНИКИ
Деревня Новые Усы расположена на очень красивом месте, со всех сторон окружена лесом и богата родниками.
Җәгүр коесы (Колодец Егора)
История родника уходит в далекое прошлое. Когда-то дед Егор выкопал колодец, всегда его чистил и смотрел. Вода в нём всегда полная.
Бәчүк чишмәсе (Родник Василия)
Вы спросите, зачем его назвали Бәчүк? Раньше на этом месте была маленькая улица. Там жил человек по имени Василий. Он очистил родник, и все начали пить воду из этого родника. Вначале здесь были и ворота. Василия любя, уважая, называли "Бәчүк". Когда старик умер, родник стали называть "Бәчүк чишмәсе".
Парник чишмәсе (Родник Парник)
Находится рядом с улицей Партизана. Раньше вблизи этого родника изготавливали колеса из дерева. Название родника взято от слова «парить».
"Лесхоз" чишмәсе (Родник Лесхоз)
Находится внутри леса, возле здания лесничества.
Раньше родник Лесхоз был колодцем под названием «Бикбау». Этот колодец выкопал старик по имени Бикбау. Когда на этом прекрасном уголке нашей деревни построили здание и дома с сараями лесничества, забыв начальное имя родника, его стали называть "Лесхоз".
Гәрдәни коесы (Колодец Гарданея)
Дедушке по имени Гарданей было далеко ходить к роднику. Из-за этого он выкопал колодец и каждый год чистил его. Воду всё время брал оттуда.
Гөргөри коесы (Колодец Григория)
Около Заречных Усов раньше был колодец. После того как сруб колодца сгнил, жившие поблизости люди поставили туда бездонную бочку. Когда-то этот колодец выкопал дедушка Григорий (Гөргөри).
Закар чишмәсе (Родник Захара)
В нашей деревне на улице «Русский конец» ("Урыс очы") (а улица названа так, потому что здесь проживают русские) из-под горки соснового леса течёт родник. Этот родник выкопал дедушка Захар, поставил колоду и всё время чистил его. В честь него родник был назван «Закар чишмәсе».
Шифалы чишмә (Родник "Шифалы")
Шифалы течёт между деревнями Усы и Бикмесь. Вытекает навстречу восхода солнца. А родники, вытекавшие напротив восхода солнца, издавна называли «Шифалы», то есть "Целебные". Вода в роднике чистая, вкусная, мягкая.
УЛИЦЫ
Тәмәке урамы (Улица Табачная)
Другое название улицы - «Маленькая улица». Свое название получила по причине того, что здесь было мало домов. А название «Табачная» присвоили потому, что на этой улице жила бабушка, которая всё время жевала табак. После этого улице дали название «улица Табачная».
Карамал урамы (Улица "Карамал")
Люди нашего села назвали так улицу из-за того, что дорога проходила внутри деревни в сторону деревни Карамалы.
Микулай күпере (Мост Микулая)
Один человек по имени Николай очень много воровал. Однажды его поймали, когда тот после очередного воровства шёл домой. На мосту его очень сильно избили и, выкопав под мостом яму, закопали живьём. Вторая версия появления моста «Микулая» такова, что в деревне жил лесник по имени Николай. Он построил мост с помощью односельчан.
Чәтертән урамы (Улица "Чатыртан")
На этой улице жила бабушка, которая много ("чатыр-чатыр") разговаривала. Целыми днями "трещала", ходила из дома в дом. Из-за этого эту улицу назвали «улица Чатыртан» («Трещетка»).
Партизан урамы (Улица «Партизан»)
Из-за того, что улица расположена вдали от деревни, дали такое название. Народ тут жил замкнуто. Кирилл, который ходил партизаном на Гражданской войне, построил здесь дом.
ТОПОНИМИКА
«Пидыр урманы» (Лес Фёдоровка)
Находится на юго-восточной части деревни, над плотиной.
Жил когда-то на нашей территории помещик по имени Фёдор. У него были своя земля и свой лес. При раскулачивании, он закопал своё золото именно здесь, в Федоровском лесу. Жители деревни пробовали отыскать клад, но не нашли. А бабушки и дедушки говорят, что и по сей день ищут этот клад. Когда дети просили денег, крестьяне говорили им: «Иди в лес Богатого Фёдора!» И сейчас лес называют «Фёдоровский».
Тарлау
Это место, где на сегодняшний день пасётся скот. Раньше там был орешник, а теперь его истребили.
Лаклан урманы (Лакланский лес)
Позади «Тарлава», в восточной части деревни Усы, человек по имени Лаклан держал пасеку. А вторая версия такова, что это место находится далеко от населенного пункта и кряшены называли это место «олаккан», то есть «запропастившееся место».
Буровой җире (Буровая земля)
Буровая земля на юго-западе от деревни появилась после войны в 1945-1954 годы. Её выкопали нефтяники. По сей день эта земля так и называется, ведется добыча нефти.
Казыган тау (Красный обрыв)
За огородами улицы «Русский конец», возле реки было место с глиной. Во время половодья земля разделилась. Сначала разрыв был маленьким. Со временем он увеличился. Это место назвали "Красным обрывом" (Казыган тау).
Жапай чокыры (Яма Япая)
Человек по имени Жапай (Япай) жил на краю деревни около ямы. Сейчас на этом месте домов нет. Это место называется «Ямой Жапая».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев