Магия монет
Рассматривая традиционные кряшенские серебряные украшения, многие сравнивают их с украшениями других народов. Особенно часто проводят аналогии с монистами удмуртов, чувашей, башкир
Действительно, украшения из монет есть у многих народов Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока, Кавказа, Крыма, Средней Азии, Казахстана, а также у балканских славян, украинцев и многих других представителей нашей планеты. Заинтересовавшись темой монетных украшений в культуре разных народов, я обратилась к открытым интернет-источникам, и хочу поделиться с читателями интересными фактами. Стоит отметить, что данная публикация имеет познавательный характер и не является научным исследованием.
От суеверия к православию
Монисто носили женщины многих народов: греки, болгары, цыгане, румыны, татары, украинцы, хорваты, жители юга России, монисто были найдены при раскопках практически повсюду – от Скандинавии до Африки. Среди древних находок встречаются они и у северных народов, в частности, у викингов.
Но везде эти украшения имели особые национальные черты. У удмуртов, марийцев, башкир и некоторых других народов монисто существовало преимущественно в виде тканевых нагрудников с нашитыми на них монетами, медалями и прочими круглыми бляхами. Использовались разнообразные монеты – российские, от допетровской эпохи и вплоть до советского времени, а также из Австро-Венгрии, Германии, Турции, Ирана, Китая. Присутствие монет из разных стран выражало регулярные торговые, историко-бытовые контакты, издавна свойственные народам России. Украшение могло быть дополнено вышивкой бисером вдоль горловины. У народов Центральной России часто встречалось сочетание монет с бусами преимущественно красного цвета. С приходом христианства украшения стали дополняться крестами.
У древних славян, в дохристианские времена, женщина почиталась как земная богиня, продолжательница рода, ей была необходима особая защита. Вокруг горла, где находится центр жизненной силы, женщины надевали шумящие подвески. По древнему языческому суеверию, звон украшений был приятен богам и отпугивал нечистую силу. Позднее это суеверие перевоплотилось в христианскую традицию, где считается, что звучание колокольной звонницы исцеляет душу.
Слово и украшение «монисто» известно в старославянском и русском языках. На украинском оно называлось намисто, на Кубани до недавнего времени их называли намысто. Каково же происхождение слова «монисто»? Филологи слово «moneta» выводят от латинского глагола moneo, monere, что означает «предостерегать». Однако происхождение слова «monista» связывают с более древним праиндоевропейским «moni» – шея и латинским «monile» – ожерелье, конская грива, с древнеиндийским «mаnуā» – затылок. В цыганском «мэн» – шея, в ирландском muintorc – ожерелье, в галльском – повязка на шею, в греческом тоже близкое по звучанию слово означает ожерелье. Есть версия, что ожерелья из монет могли быть формой кошелька, ведь некогда существовали ожерелья из ракушек каури, которые служили и денежными единицами, и талисманами. Кстати, ракушки каури можно было встретить и на кряшенской тамаксе. В полабском (вымершем западнославянском языке) слово, близкое к монистам, переводится как коралл. Интересно, что многие кряшенские мониста и височные украшения часто по краям обрамлены несколькими рядами кораллового бисера.
У кряшен
У кряшен бытовали следующие монетные украшения. Шейные – тамакса, муенҗака, нагрудные – «сакал», «дәвәт», «түшлек», перевязи под названиями «муйтомар», «дәвәт», «хәситә», «кәсилә», накосник «тезмә», украшенный монетными «чулпы», налобная повязка «маңгай тәңкәсе», височные украшения (наушники) «чигәчә». Также монеты могли быть использованы при изготовлении серег, колец, браслетов.
Фото: из личного архива А.Давыдова
Эти украшения передавались из поколения в поколение. Их было принято передавать от матери к старшей дочери, иногда эти украшения дарились девушке свекровью в день свадьбы. Стоит отметить и такой интересный факт, что венчание у кряшен называется «кәбен кою». Раньше словом «кәбен» кряшены называли монеты, которыми осыпали голову невесты в день свадьбы, отсюда и появилось выражение «кәбен кою». Далее одну из монет разрезали на две половинки, отсюда пошло выражение «кәбен кисү».
У чувашей
Как только в чувашской семье рождалась девочка, родители начинали копить монеты для головного убора. Если маленькие девочки носили простые нитки из бус и раковин каури, то к 12–14 годам, полагалось иметь головной убор, тухья. Лицевую сторону тухьи украшали бисерной сеткой, рядами нухраток, мелких монет и штампованными круглыми бляшками.
Фото: forum.na-svyazi.ru
Чувашская невеста выходила замуж в тухье, а после замужества надевала другой головной убор – хушпу. От него около ушей свисали нитки бус и монет, а у некоторых подвешивалось отдельное украшение ум çакки. Тело женщины до пояса сверху полностью закрывалось разными шейными, нагрудными, нагрудно-наспинными, шейно-нагрудными, чересплечными украшениями. Руки тоже нужно было оберегать: на пальцы надевали перстни (куçлă çĕрĕ) и кольца (шăлтармаллă çĕрĕ), украшенные мелкими монетами. На запястьях красовались широкие браслеты с тремя или пятью подвешенными монетами (шăлтăрмаллă сулă).
У украинцев
Немало интересных украшений придумано украинским народом. Будь то праздник, или поход в храм, обычный день за работой – шею хозяйки украшают бусы. Ведь это оберег, защита от злых духов и недобрых людей.
Фото: iskusniy-master.ru
Дукач (личман) – украшенная бантом и камнями монетка, которую носили на шнурке или не ленте в XVIII–XX веках в Центральной и Восточной Украине. Название происходит от названия монеты – дуката. Особенно были распространены австрийские дукаты, но носили также рубли, гривны, червонцы, талеры. Дукач был фамильным украшением, его передавали по наследству. Дукати – это уже ожерелье со множеством монет, украшенное бисером. Салба – нагрудник из ткани, расшитый монетами, наподобие турецких, татарских и молдавских украшений.
У сербов
Если взглянуть на традиционный сербский костюм, выставленный в Этнографическом музее Белграда, можно увидеть, что поверх платья надет фартук, полностью усыпанный монетами.
Фото: narodnenosnjesrba.rs
Также у сербских женщин имелись головные украшения «витица» – изготавливались из золотых или серебряных монет. Их носили молодухи в первый год после свадьбы. В этот период они имели право не работать. Ко времени Балканских войн количество монет сократилось до одной, а к середине 1920-х витица вышла из употребления.
У удмуртов
Монисто удмуртских женщин могло состоять из 400 серебряных монет разного достоинства и доходить до 70 рублей серебром, весили они до трёх килограмм. Чем больше рядов монет, тем богаче женщина, выше её статус. Верх нагрудного украшения был вышит бусинами красно-коричневых кораллов. При изготовлении мониста применяли бусины разной величины, подвески, кораллы, ракушки. У удмурток могло быть два монисто. Одно повседневное в три, семь монет. Второе – праздничное, большое, вышитое жемчугом, надевалось оно в церковь и на традиционные мероприятия.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев