Кряшены нуждаются в заботе государства
Прошедший 1 февраля в Казани круглый стол "Кряшены: социальный прортрет и особенности восприятия" вызвал неоднозначный интерес у общественности республики. Предлагаем читеталям выступление руководителя Центра изучения кряшен и нагайбаков при АН РТ Геннадия Макарова. В настоящее время происходят процессы, характеризующие стремление кряшен к реализации своего права как субъекта участника этнокультурного строительства...
Прошедший 1 февраля в Казани круглый стол "Кряшены: социальный прортрет и особенности восприятия" вызвал неоднозначный интерес у общественности республики. Предлагаем читеталям выступление руководителя Центра изучения кряшен и нагайбаков при АН РТ Геннадия Макарова.
В настоящее время происходят процессы, характеризующие стремление кряшен к реализации своего права как субъекта участника этнокультурного строительства в республике. Это отражается в деятельности общественных, религиозных организаций, в практических делах государственных учреждений республики.
На развитие этнокультур народов Татарстана, в том числе и кряшенской, прямое отношение имеет принятая программа "Стратегии государственной национальной политики Республики Татарстан на 2014-2016 годы".
Для ее практической реализации в республике одобрены такие программы, как: "Сохранение национальной идентичности татарского народа", "Сохранение, изучение и развитие государственных языков РТ и других языков РТ на 2014-2020 годы". Но по непонятным нам причинам, при подготовке и обсуждении этих программ, которое проходит при кураторстве Управления по вопросам внутренней политики Президента Республики Татарстан, представители кряшенских этнокультурных обществ никогда не приглашаются. Такое отношение негативным образом сказывается на реализации программ государственной национальной политики, и затрудняет практику кряшенской культурно-просветительской деятельности в рамках национальной политики РТ. Ведь очевидно, что необходима координация планов по развитию этнокультуры кряшен с планами развития культуры не только республики в целом, но и современного татарского национального сообщества.
Яркие и позитивные события жизни кряшен последних лет в Татарстане связаны, с активной деятельностью республиканской общественной организации во главе с его лидером - Иваном Михайловичем Егоровым. Благодаря деятельности кряшенской общественной организации было сделано много нужного и полезного в развитии и популяризации этнокультуры кряшен, в сохранении кряшенской идентичности и это, в первую очередь, результат огромных усилий лидера общества.
Коснемся развития конфессиональной сферы деятельности кряшен Татарстана. В республике имеются кряшенские анклавы с православными приходами, в которых богослужение ведется на родном, или частично на кряшенском церковном языке. В них имеется стремление планомерно решать вопросы по развитию православной религиозной жизни кряшен.
Показательно, что на сегодня кряшены в плане светской культуры имеют официально признанное представительство в лице общественной республиканской организации, которое заботится об этнической культуре. В духовно-религиозном плане подобный аспект пока рассматривается лишь гипотетически. Такой расклад, конечно же, не способствует положительному развитию кряшенской православной идентичности, а наоборот, осложняет его. Очевидно, что создание представительного института православных кряшен при Казанской и Татарстанской митрополии РПЦ является весьма актуальной и давно назревшей задачей, ведь РПЦ и его иерархии всегда дек ларируют свое стремление поддержки православия кряшен. Несомненно, что создание объединяющей духовно-религиозной структуры кряшен дало бы новое дыхание в жизнь кряшенских приходов, вывело бы религиозное право славное самосознание многих кряшен из инертного состояния, способствовало бы сохранению и активизации традиционных православных традиций кряшен в лоне церкви.
Об образовательной системе РТ
В условиях современной образовательной системы обычно остается очень мало места для сохранения культур этнических меньшинств и при общения молодого поколения к культуре своего народа.
В последнее десятилетие в образовательной политике одним из направлений является деятельность по развитию этнокультурно ориентированных программ в образовательных учреждениях. В 2002 году было издано пособие для общеобразовательных школ по культуре кряшен "Без бер тамырдан" - "Мы из одного корня". С того времени иных публикаций в системе образования РТ по кряшенской культуре пока нет. Очевидно, что в Татарстане нужна постановка задач по формированию региональных программ, учитывающих кряшенскую этнокультурную и этноконфессиональную проблематику. Учащиеся, а также педагоги ждут, когда Министерство образования РТ изыщет возможности и будет способствовать открытию школ с кряшенским этнокультурным компонентом, начнет выпускать этнически ориентированные образовательные программы. Давно назрела необходимость подготовки учебных пособий по истории культуры, по декоративно-прикладному искусству, праздникам, обрядам и обычаям, этнической музыке, народному костюму и украшениям, устнопоэтическому фольклору и иным направлениям этнокультуры, отражающих уникальное историко-художественное наследие кряшен. Непростой задачей на сегодня является и подбор авторов-разработчиков пособий и финансирование таких изданий.
О культурно-просветительских, этнокультурных центрах
Судя по личным наблюдениям во время ежегодных фольклорно-этнографических экспедиций, кряшены до сего времени чтут и пытаются сохранить свою этническую культуру. Молодежь стремится к познанию своих этнических корней, поэтому тянется к занятиям в фольклорных клубах и объединениях.
В настоящее время в Республике Татарстан в 20 районах официально числится свыше 60 кряшенских фольклорных ансамблей: в Альметьевском - 4, в Балтасинском - 3, в Мамадышском - 6, в Заинском - 12, в Пестречинском - 6, в Кукморском - 4, в Кайбицком - 3, в Нижнекамском - 3, в Набережных Челнах - 3, в Тюлячинском - 2, в Чистопольском - 2, в Муслюмовском - 2, а также в Алексеевском, Арском, Елабужском, Лениногорском, Лаишевском, Новошешминском, Сармановском, Мензелинском районах. Это немалые цифры, и они говорят о наличии интереса и востребованности кряшенского фольклорного искусства в обществе. Люди ждут и надеются, что Республиканский центр развития традиционной культуры организует проведение специали зированных республиканских, районных семинаров не только для руководителей русских, чувашских, удмуртских, татарских творческих коллективов, но и для кряшенских. Результат работы фольклорных коллективов проявляется через их участие в фольклорном фестивале молодых исполнителей кряшенской песни "Туым жондызы" - "Рождественская звезда". Его ежегодно органи зовывает Общественная организация кряшен Республики Татарстан совместно с Министерством культуры республики. Успех проведения этого фестиваля зависит и от отношения к ней администраций районов. Ансамбли из Набережных Челнов, Мамадышского, Кайбицкого, Елабужского, Тукаевского районов имеют стабильно хорошие показатели. Это результаты постоянной работы и поддержки их со стороны администрации. Считается, что в Заинском районе имеется 12 кряшенских ансамблей, но ни один из них не приехал на фестиваль, это явное игнорирование кряшенской культуры администрацией района. Не приехали и из Балтасинского района. Показательно, что в селе Старая Ципья, половина населения в котором кряшены, имеется музей Дружбы народов, который должен заботиться о соответствии названия учреждения его содержанию. Однако там имеются экспозиции по культуре мари, удмуртов, татар, русских, но нет кряшенской, хотя в районе одно марийское и пять кряшенских сел. Это тоже показатель отношения в районе к кряшенам.
Многие сложности работы общественных организаций кряшен на местах возникают в связи с тем, что у администрации не существует правовых обязательств в создании и курировании работы кряшенских этнокультурных центров. В районах не предусмотрены обязательства по предоставлению хотя бы минимальных площадей для расположения офисов для этнокультурного центра. Как можно работать в условиях отсутствия договора-соглашения с администрацией района, с отделом культуры, отделом образования без возможностей согласования планов работы, без правовой и материальной помощи при проведении этнокультурных мероприятий? Где создавать музейные уголки, краеведческие, методические библиотечки? Отсутствие постоянных площадей для кряшенских этнокультурных центров блокирует всю работу. Поддержка кряшенской этнокультуры во многих районах фактически сводится к проведению разовых праздничных мероприятий в районном или республиканском масштабе для отчета.
Имеются яркие примеры, когда государственное регулирование в области этнокультуры положительно решает развитие и сохранение культурного наследия кряшен. Яркий пример этому деятельность Республиканского центра развития традиционной культуры Республики Татарстан (Руко
водитель Завгарова Ф.Х.). Благодаря вниманию, стимулированию творческой активности, необходимой методической помощи, оказанной Центром кряшенским коллективам из Татарстана, Челябинской, Самарской областей, многие кряшенские фольклорные ансамбли стали лауреатами и победителями Всероссийского фольклорного фестиваля "Түгәрәк уен". Позже, по аналогии, и в Нагайбакском районе стали проводить фольклорный фестиваль "Арумысыз, туганайлар".
Хочу особо отметить огромную роль в удовлетворении потребностей традиционного искусства кряшен в лице Госуарственного фольклорного ансамбля кряшен "Бәрмәнчек" (рук. Поляков А.В.). Каждый его концерт, особенно в сельских районах, становится незабываемым событием, вызывающим духовное удовлетворение кряшенского населения, ведь многие зрители слушают концерт со слезами на глазах. После просмотра их концерта на местах возникают фольклорные ансамбли, объединения любителей этнического искусства.
О работе Центра изучения кряшен
На сегодня Центр готовит серию работ в виде сборников обработок кряшенских (нагайбакских, бакалинских, заинских) народных песен для фольклорных ансамблей, очерки по музыкальным инструментам (гусли, думбра, смычковый кубыз, курай) с нотными приложениями, очерк с описанием православных праздников. Они написаны в популярном изложении, доступном для их использования образовательными и культурно-просветительскими учреждениями. В Центре завершается подготовка кизданию русско-нагайбакского словаря говора села Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области. Центр также курирует работу фольклорных ансамблей, проводит консультации, предоставляет материалы фольклорным группам.
Кряшены, претендуя на право выражения своей религиозной и этнокультурной самобытности, испытывают к своей этнической культуре почтительное отношение и нуждаются в заботе государства.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев