Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Как жили кряшены Малого Берсута

Сочинение слушателя 1 курса Ивана Иванова «Наше село» (с. Вла- димирово Нижнесунской вол. Мамадышского кантона ТАССР) (1921 г.)

Село, в котором я живу, называется Владимировкой. Оно находится в Нижнесунской волости Мамадышского уезда. До устройства церкви это село называлось Малый Берсут. Малый Берсут - название реки, на берегу которой расположено наше село. По преданию, все жители нашего села произошли из 7 семейств. Говорят, что 250 лет тому назад откуда-то пришли 7 семейств. Из них 3 - кряшены, 2 - татары, 1 - чуваши и 1 - русские. И начали жить вместе. Но через некоторое время они начали ссориться между собой, после чего русские и татары оставили Малый Берсут и переселились недалеко от нашего села. Местность, то есть деревня, куда переселились русские, в настоящее время называется Выселок Малого Берсута, а деревня, куда поселились татары, называется Берсут-Сукачи. В настоящее время в нашем селе остались исключительно только кряшены. Чуваши тоже присоединились к кряшенам.

Всего в настоящее время насчитывается около 230 дворов. В прежнее время все наши предки были язычниками, что видно и в настоящее время из обрядов. Когда же они приняли христианскую веру, ничего не известно. Жители издавна занимаются земледелием, скотоводством и пчеловодством. В прежнее время для обработки земли употреблялись очень простые орудия, например, соха и деревянная борона. А в настоящее время деревянных борон почти нет, а соха еще у многих существует. Когда наступает посев яровой или озимой, то прежде чем приступить к посеву, почти все помоются в бане и надевают чистое белье. Перед самым началом работы старший в семье снимает шапку и, обращаясь к востоку, делает крестное знамение, читает какую-то молитву.

Весной, когда первый раз выгоняют стадо в поле, старухи берут в одну руку тарелку с мукой и пару яиц, а в другую — хорошую палку. Когда приходят домой, муку и яйца отдают нищим, а палку ложат в известное место, чтобы она не потерялась. Говорят, что если потеряется эта палка, то в стаде не останется и половины скота. До настоящего времени жители нашего села не забывают свои прежние языческие праздники, например чук, Симек, Үле чыккан көн.
Үле чыккан көн празднуется в четверг на Страстной неделе. Говорят, что все умершие в этот день приходят в баню и моются. Как они приходят в баню, есть особая легенда. Но эту легенду я не помню. В засушливые годы устраивают шыйлык и жертвоприношение. Как они устраиваются, я не знаю, потому что теперь не устраивают.
 

Источник: НА ЧТИГН. Отд. І. Фонд Н.В. Никольского. Ед. хр. 309. Л. 23-26.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев