Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Как проводят обряд «чок» и «корман» алексеевские кряшены?

Исследовательская работа ученицы «Средней общеобразовательная школа № 43» Набережных Челнов Эльзы Салаховой, подготовленная для всероссийской научно-практической конференции «Родовое древо».

ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРЯДЫ «ЧОК» И «КОРМАН» ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА КРАСНЫЙ БАРАН АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Хоть наши древние предки и вели своеобразный образ жизни, они обладали широким спектром знаний, в том числе и по созданию собственных ритуалов с использованием законов природы в быту.

Языческие народы жили по законам природы. Наши предки были язычниками, поклонялись солнцу, верили в Солнце-Землю и духов предков с незапамятных времен. После обращения в православие татары-болгары связали свои исконные обычаи с православной религией, но смогли сохранить язык и традиции предков.

Человек – неотъемлемая часть природы, поэтому его отношение к природе имеет особое значение. Языческие обряды передавались из поколения в поколение предками и их предки тесно связаны с силами природы. До обращения в православие у язычников не было понятия о Боге, но они верили в единство природы: Солнце – Земли – духа предков.

Жители нашего села не очень часто празднуют церковные праздники, у нас есть свои праздники и другие религиозные традиции, сохранившиеся с языческо-шаманских времен. Это обряды «чок» и «корман».

У жителей нашего села есть «священные дубы» и «святые источники». Кроме того, жители деревни часто устраивают пиршества, в ходе которых молятся о благополучии скота, медоносных пчел, хорошем урожае. Поэтому дуб считается «святым», и считается, что у того, кто рубит дуб или ведет себя непристойно возле него, высохнут руки и ноги. Обряды «чок» и «корман» так же проводятся на дубраве.

Праздник «чок» проводится после Троицы. Раньше на праздник собирались люди из других сел, приезжали так же и татары-мусульмане. О месте проведения «чока» существует легенда: «Говорят, что в прошлом люди находили в этом дубе медоносных пчел, делали мед и пили его». После этого каждый год на этом месте стали проводить «чок» с просьбой о разведении пчел на дубе. Через некоторое время один человек срубил один из этих дубов, и, по слухам, это вызвало большую тревогу у жителей села, а сам вредитель после этого лишился ума.

В нашей деревне дубы растут чуть дальше реки. На берегу реки начинается холм, поросший темными дубравами. От подножия горы до реки есть плоские участки с редкими травами. На одном из таких участков имеются два платана, связанных вместе на кольях. В одно из них подвешивают и зарезают животное, а в другое вешают казан и готовят блюдо из мясо забитого животного. Как правило, забивают домашний крупный рогатый скот, реже – коз и овец.

Тропинка, ведущая в гору от площади, приводит к гигантскому дубу, более двух метров высотой. Таких дубов подряд можно насчитать около десяти. Один из них еще новый, остальные уже изношены и размякли. На новой скорлупе наблюдается кровь животных и различные отметки, свидетельствующие об обряде жертвоприношения.

Справа от «святого дуба», между двумя березами, около десяти прямоугольных дубовых ящиков. Один из них новый, другие изношены. Слева от дуба стоят четыре колышка, соединенные длинными рейками, которые в день корман (жертвоприношения) становятся столом с доской или ракушкой наверху. Это оборудование места торжества. Несмотря на то, что кряшены исповедуют православное вероисповедание, до наших дней сохранилась одна из традиций, сохраняемая их предками из поколения в поколение – «Корман» («Жертвоприношение»). В разных группах этот обряд называют по-разному: «корманашы», «корылыкбуткасы», «карга буткасы», «яңгырбуткасы», «боламыкбәйрәме».

К сожалению, суть этого обряда в том, чтобы «приносить жертву» во время летней засухи, просить духов наших предков принести дождь, и в некоторых случаях он теперь считается праздником. При проведении языческих родовых линий с древнейших времен соблюдаются и христианские верования (православная религия этого не одобряет). Сначала под влиянием православной, а затем и атеистической идеологии кряшены вынуждены были менять многие обряды своих предков на современные. После прихода православия многие обряды были примирены с церковными законами, поэтому эти обряды стали считаться в православной религии. На заре демократии кряшены возродили эти обряды как праздники фольклорного типа, явно используя элементы язычества и православия. Несмотря на это, языческие обряды христиан не одобряются и не запрещаются Православной Церковью.

За день до Чока семьи, желающие принять участие в нем, договариваются о том, сколько животных принести Чоку и сколько других вещей нужно каждой семье. В день «Чока» к дубу идут почетные аксакалы села и пастух с тремя овцами или молодым бычком. В упомянутом нами месте на землю подвешены два-три больших казана. Тогда один из аксакалов, спустившись к воде, укладывает скотину на заранее подготовленную длинную дубовую кору и разрезает животных так, чтобы их кровь капала на эту кору.

После этого он подносит окровавленную дубовую кору к «святому дубу» и оборачивает ее вокруг коры окровавленной стороной к стволу дерева. При этом он может приговаривать какие-нибудь пожелания.

Рубленое мясо готовят в казанах. Когда еда Корман тщательно приготовлена, селению велят собраться у «чока». Посреди толпы старики кладут мясо на тарелки, а мясо в красно-трубчатые корзины из коры и с большой торжественностью несут с площади к дубу. Тарелки ставятся на накрытый стол. Когда все собираются возле дуба, три аксакала, держа на нем чашу с мясом и яичными желтками, смотря на дуб, поднимают и опускают руки, держащие чашу, и начинают молиться. Какие слова говорятся в молитве – никому неизвестно. Каждый аксакал его проговаривает индивидуально. В молитве содержится пожелание о достатке, мире и благополучии для всего населения села. Во время встречи, которая длитсяболее четверти часа, все молчат. После окончания приготовления тот, кто зарезал мясо, взяв мясо с кашей, спускается к реке и бросает часть еды в воду. Другие охотно бросают в речную воду зерно, соль и мелочовку. Затем каждая семья, взяв свою долю, садится трапезничать на площади. И это означает завершение Чока.

Работа режущего скотину очень важна в процессе проведения «Чока». Режущему скотину поручено выбрать жертвенное животное и положить окровавленную кору на священный дуб, где он произносит неизвестное заклинание. Он выполняет эти задачи в одиночку на протяжении всей своей жизни, завещая свои «навыки» своему старшему сыну. Когда он умирает, или, если у него нет детей мужского пола, близкому родственнику мужского пола или своему доверенному знакомому.

Раньше празднование «Чок»а проводилось в нашей деревне каждый год (будний день – воскресенье или праздник в середине июля). Поскольку «святой дуб» каждый год покрывается кровоточащей корой, рядом с деревом кладут новую кору. Если бы эти круги из года в год сохранялись нетронутыми, то можно было бы узнать, с каких времен «чок» стал традицией и какие семьи участвовали в «чоке» по начертанным на коре отметинам. Жители села уже стали относиться к «чоку» холодно: в прошлом году в этих мероприятиях участвовала только треть населения села, молодежь тоже держится подальше от этих занятий. Я считаю, что это очень печально, ведь мы отдаляемся от своих традиций, а так же забываем историческую память о поверьях наших предков. Все это представляет индивидуальность крещенных татар нашего села. Память о них должна жить.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев