Как праздновали свадьбы в Кулущах в прошлом столетии?
Да, многое забылось, многое потеряно. Все-таки, хоть немного, о кулущинских свадебных обрядах мы знаем по рассказам Усачёвой Раисы Ивановны, 1956 года рождения, Настиной Зои Васильевны, 1935 года рождения.
Такое важное дело, как женитьба, начиналась со сватовства. У нас конкретных свах не было. Решали родители, совещаясь со своими родственниками. Выбирали невесту из знакомых, уважаемых родов деревни. Чтобы невеста (жених тоже) была из полной семьи.
К поискам достойной невестки подключались и родственники из «побратимых» соседних деревень, как Владимирово и Арняшево. Просить руки или сватать ходили самые близкие.
Если договаривались, то сторона девушки передавала «аклык». «Аклык» это могло быть полотенце или скатерть. Потом уже договаривались о времени проведения свадьбы, сколько будет гостей с обеих сторон и другие организационные вопросы. Если со стороны невесты в доме жениха в день свадьбы было 7 пар, то и на свадьбу («кайтарма») на стороне невесты приходили тоже 7 пар. Свадьбы играли в основном осенью, ближе и после Покрова дня (14 октября, Покрова Пресвятой Богородицы). Иногда женитьба приходилась и на весенние, летние месяцы, но редко. Если даже женились летом, то свадьба откладывалась. У молодых не всегда спрашивали, поэтому «умыкание» (кража) невесты в Кулущах было очень распространено, даже в послевоенные годы. (Конечно дикий обычай, судьбы ломались!). Украденная невеста, в основном, стиснув зубы, покорялась судьбе. Страшнее было людское осуждение, но были и смельчаки, которые не оставались. Но такое было редко….
При церквях всегда венчались – “кәбен койдыру”. В годы советской власти не только не венчались, даже не крестились кулущинские. Уже в наши дни, многие, будучи в преклонных годах, крестились и даже некоторые и обвенчались.
Когда невесту увозили из родительского дома, сразу в дом к жениху не везли, а несколько дней молодые жили у родственников “туй кутәрүчеләр”. Среди родственников “туй күтәрешү”, помощь - является делом почетным, нужным и благословенным.
Сама свадьба проходила, как это бывает у всех кряшен, с песнями, шутками, подарками, розыгрышами. Родители невесты дарили живность теленка или овечку, птиц. Приданое - самое первоочередное, нужное. Часто, сторона жениха «покупала» приданое у родственников невесты.
Как только невеста переступала порог дома жениха, приступали к обряду “өй киендеру” (украшение дома). Занавески, постельные принадлежности, половики, паласы - все выставлялось на обозрение. Также долгое время, где-то до 60-х годов ХХ века, невеста обязана была всегда ходить с покрытой головой, особенно перед мужчинами. На праздники одевали женский головной убор «сурэкэ», “түгәрәк яулык”. Свекрови тех лет очень строго следили за невестками.
Во время свадьбы жених и невеста за столом не сидели, главное лицо свадьбы - это “кодалар” - сваты! Гостевая сторона всегда сидела, а хозяева стояли, угощали стоя и обязательно с конкретными песнями. Гуляли по 3 дня. Во второй день гости выносили свои гостинцы, питье - если вчера не проморгали! Бывало, ради шутки прятали, а потом продавали привезенные гостинцы. На третий день проводы, перед тем обязательно варили кашу, так называемую “пошол бутка". Гости уезжали с гостинцами, ровно половину давали обратно, чтобы по приезду угощать своих домашних, которые не были на свадьбе.
Что осталось от тех свадебных обычаев и обрядов? Почти ничего. Многие уже справляют общие, однодневные, современные свадьбы в кафе, ресторанах, где полно народу, нанимают тамаду...
Из книги В.Л.Максимова и В.П.Максимовой "Забытые страницы села Кулущи"
Фото: 1968 год, после свадьбы
Кулущи — село в Мамадышском районе Татарстана. Входит в состав Нижнесуньского сельского поселения.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев