Со 2 по 10 июля ученые этнографы и студенты Казанского Федерального Университета провели этнографическую экспедицию в Кайбицком районе. Группа из 25 студентов под руководством профессора Татьяны Титовой и старшего хранителя фондов этнографического музея КФУ Ксении Сергеевой исследовала современное кряшенское население в Республике Татарстан. Экспедицию мы застали в селе Старое Тябердино,...
Со 2 по 10 июля ученые этнографы и студенты Казанского Федерального Университета провели этнографическую экспедицию в Кайбицком районе. Группа из 25 студентов под руководством профессора Татьяны Титовой и старшего хранителя фондов этнографического музея КФУ Ксении Сергеевой исследовала современное кряшенское население в Республике Татарстан. Экспедицию мы застали в селе Старое Тябердино, и задали руководителям несколько вопросов.
- Татьяна Алексеевна, как и кому пришла идея изучения жизни кряшен?
- Когда мы проводим разного рода полевые исследования, в выборку так или иначе всегда попадали кряшены. Любопытно то, что некоторые из них считают себя кряшенами, кто-то называет себя крещенным татарином. Такая палитра по самоидентификации привлекло наше внимание в первую очередь.
На организацию данной экспедиции подтолкнули нас также и результары переписи населения. Если по переписи 2002 года зафиксировано около 18 тысяч кряшен, то в 2010 году их стало около 30. Рядовые же люди называют цифру до 250-300 тысяч.
Некая такая противоречивость оценок, самоидентификации навела на мысль самим посмотреть, увидеть всю палитру. Наш параллельный опыт подсказывает, что такие разночтения присутствуют и у населения.
- Насколько нам известно, вами запланировано посещение с такой же экспедицией и другие районы республики, где компактно проживают кряшены. Какие именно районы попадают в вашу выборку?
- В этом году мы для исследования наметили 6 районов: Лаишевский, Кайбицкий, Мамадышский, Заинский, Чистопольский и Рыбнослободский. В этих районах запланировано знакомство с местным населением, сбор этнографического материала и изучение структуры населения, идентичности, праздников, обрядов и традиций кряшенского народа. После завершения этой экспедиции, сделав предварительные выводы, планируется работа с городским населением. Нам представляется, что оно будет отличаться от сельского компактно проживающего населения. Нам важно стараться максимально охватить и компактное население, и диффузное.
- Кто финансирует экспедицию?
- Цель нашей экспедиции, как уже сказала, изучить современное кряшенское население республики. В будущем не хотелось бы ограничиться лишь нашей республикой, было бы очень интересно охватить Удмуртию, Самарскую область, Красноярский край и т.д. Все зависит от финансирования. Возможности у нас, к сожалению, ограничены. В данном случае у нас полевая практика студентов. И финансируется она Казанским федеральным университетом.
- Кто именно участвует в экспедиции? Есть ли среди них кряшены и как они воспринимают исследуемое население?
- Это учащиеся, окончившие 1 курс. Среди них кряшен нет. Есть ребята из Башкортстана, Коми, Ульяновской области, Кировской области, Марий-Эл. Теоретически они подготовлены, во втором семестре прослушали курс "Этнография народов Волго-Уралья". Когда мы говорим о населении Волго-Уралья, естественно, затрагиваем и кряшен. Они знают кто такие старокрещенные, и кто такие новые кряшены. Здесь и я для себя открыла много нового. Например, о том, что среди кряшен есть язычники, которые здесь, в Кайбицком районе, и проживают.
- Чем занимаются участники экспедиции?
- У студентов есть инструментарий, есть вопросник. С этим перечнем вопросов они беседуют с местным населением. Все это фиксируется, фотографируется. Мы очень благодарны, когда нам сельские жители для музея КФУ дарят бытовые вещи. Каждый день вечером студенты делятся с остальными своими находками, впечатлениями.
- Где можно будет увидеть результаты исследований, проводимых во время данной экспедиции?
- Они лягут в основу научных статей, выпускных работ магистров, аспирантов. Результаты наших исследований мы никогда не скрывали от органов власти, общественных организаций и от всех заинтересованных . Считаю, что мы все должны идти рука об руку.
- Ксения Юрьевна, а какие впечатления сформировались у Вас?
- Жители очень доброжелательные, отзывчивые, открытые. Нам очень приятно находиться и работать в Кайбицком районе. К сожалению, в деревнях молодежи очень мало. Больше приходилось работать с представителями среднего и старшего поколения.
Обратили внимание на то, что здесь, в отличие от других районов, народ себя называет крещенными татарами. Для них "кряшен" и "крещенный татарин" являются словами синонимами. И здесь очень сильно чувствуется сходство с чувашами. Много смешанных браков.
Студенты также довольны, работают с удовольствием, с интересом.
В этом убедились, встретившись со студентами. Они с большим желанием, перебивая друг друга, рассказывали о своих встречах, новых знаниях, полученных во время экспедиции. Исследователи рады каждому попадающемуся старинному этническому предмету и элементу, которые уходят безвозвратно из нашей жизни.
Экспедиция продолжает свою работу…
Беседовала Лилия
ГИНИЯТУЛЛИНА
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев