Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Говор нагайбаков

Отличительные особенности говора нагайбаков

Этот говор распространен в селах Кассель, Остроленко, Париж, Фершампенуаз, Астафьевка, Требия Нагайбакского района и в поселках Болотове, Краснокаменка, Ключевская, Попово, Варламове Чебаркульского района Челябинской области. Раньше, до 1924 года, эти населенные пункты относились к Верхнеуральскому уезду Оренбургской губернии.

О происхождении нагайбаков существуют различные предположения. Некоторые историки (Ф.М. Стариков, П. Небольсин) связывают нагайбаков с крещеными ногаями и мещеряками, другие (П.И. Рычков, В.И. Витевский) считают их казанскими татарами, крещеными после падения Казанского ханства. Видный советский этнограф С.А. Токарев (1958, 180—181), считает нагайбаков крещеными татарами, которые жили около крепости Нагайбак и потом, в конце XVIII в. были переселены в Верхнеуральский уезд Челябинской области.

В трудах авторов последних лет нагайбаки также считаются крещеными татарами (Татары, 1967, 52—53; Баскаков, 1969, 287). В архивных документах они упоминаются как старокрещеные (ЦГА БАССР, ф. 138, оп. 2, д. 147).

Крещеные татары "нагайбаки" до середины XIX века жили в Белебеевском уезде Уфимской губернии близ крепости Нагайбак. В дальнейшем, видимо, часть старокрещеных татар была превращена в казаков и в 1842 году жители Нагайбакской и Бакалинской станиц были переведены на войсковые земли, прилегающие к Оренбургской линии (нынешняя Челябинская область).

По преданиям, нагайбаки — потомки арских татар. В исследованиях В.Н. Витевского (1891, 258) и Е.А. Бектеевой (1902), которая сама была нагайбачкой, говорится, что эти татары были крещены после завоевания Казани Иваном Грозным и переселены на территорию Уфимской губернии близ крепости Нагайбак, а потом и на Южный Урал. И в настоящее время кряшены-нагайбаки считают себя "иске ил керәшеннәре", т.е. кряшены из старой земли, имея в виду территорию Заказанья.

Говоры нагайбаков и кряшен бывших Казанской и Уфимской губерний мало отличаются друг от друга. На это обратил внимание еще Н.Ф. Катанов (1898, 14). В.Н. Витевский (1891, 266—267) указывал на общности песенных напевов заказанских крещеных татар и нагайбаков: "Мотив нагайбацких песен почти тот же, что и казанских крещеных татар". Однако в результате того, что нагайбаки в течение многих лет жили изолированно от основной массы татар, в окружении других тюркских народов (башкир, казахов), в их говоре возникли и некоторые отличительные черты (Юсупов, 1974, 74—91; 1979, 19). <...>

Грамматические особенности говора нагайбаков мало отличаются от татарского литературного языка. Многие диалектальные особенности говора имеют параллели в заказанском говоре кряшен. Например, глаголы 1-го лица единственного и множественного числа желательного и изъявительного наклонения, имеют форму -ыйым1-ийем:

барыйым — барыйм 'пойду',

күрийем — күрим 'увижу'.

В говоре нагайбаков активно употребляется полная форма аффикса 1-го лица изъявительного наклонения -мын\-мен

'Мин аны җакшы беләмен'  Я его хорошо знаю,

а также деепричастие на -мастан/ -мәстән, соответствующее форме на -мый, -мыйча в литературном языке:

'Курыкмастан җырлагыз' 'Пойте не боясь'.

Употребление вопросительного местоимения кандай вместо литерературного нинди 'какой' также считается характерной особенностью говора:

'Кандай кеше ул?' 'Какой он человек?'

Основную часть лексики говора составляют общетатарские слова. Диалектная лексика говора также является общей и для других говоров татарского языка, прежде всего говоров среднего диалекта. Очень много общностей наблюдается с говорами заказанских кряшен, например:

тутай — ana 'тетя',

ак бийем 'сестра мужа',

җанагай 'брат мужа',

сүрәкә 'женский головной убор',

җырак агай 'брат со стороны матери'и др.

По исследованиям Ф.Ю. Юсупова (1974, 91), нагайбакский говор по своим ведущим особенностям относится к среднему диалекту татарского языка, что является одним из доказательств генетической связи его носителей с казанскими татарами. Это подтверждается и нашими экспедиционными материалами сравнительного изучения говоров крещеных татар.

Из книги Ф.Баязитовой "Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении"

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев