Геннадий Макаров: «Желающих обучаться игре на думбре очень много»
Как рассказал «Реальному времени» Геннадий Макаров, думбра — достаточно распространенный старинный этнический инструмент, который до сего времени занимает прочное место в исторической культуре и лексике многих народностей.
По его мнению, название «думбра» восходит к индоиранскому слову, означающему «инструмент с длинным грифом». И даже русская балалайка берет корни от этого инструмента:
По оценке Макарова, в настоящее время в культуре доминирует образ казахской домбры, поэтому многим этот инструмент кажется казахским, но раньше он был общеупотребительным.
— Думбра была в обиходе у кряшен, удмуртов, чувашей, марийцев, татар, башкир, ногайцев, среди шорцев — география ее распространения очень широка, — отмечает доцент консерватории. Думбра — это инструмент, характерный для старой этнической культуры. В новое время появились новые вкусы, новые моды — мандолина, скрипка, гармошка. Эти инструменты были более звучными, модными. И в середине XIX века думбра вышла из употребления. Это объясняется тем, что в Татарстане модель культуры очень быстро менялась, а в Казахстане она была более архаичная, там больше жили родовыми традициями. Для татар же европейская культура была более приемлемой.
В Татарстане возрождение думбры началось в 1986 году в Институте языка, литературы и искусств имени Ибрагимова усилиями Макарова. Он, опираясь на исторические материалы, реконструировал думбру, а при институте был создан ансамбль. Думбры он делает до сих пор, используя сосну, клен, березу, лиственницу и другие породы дерева. Главное условие — чтобы дерево было сухим.
— Думбру я изготавливаю двухструнную, как это указывалось в старинных чертежах. Прежде всего я ориентировался на материалы ученого-историка Тажетдина Ялчыгула. В его наследии сохранились рукописные материалы, которые были написаны еще на арабском языке. По этим чертежам я воссоздавал инструмент, который использовался у татар во второй половине XVIII — начале XIX веков, — утверждает он.
Несмотря на то, что в те времена струны думбры были жильные (из кишок животных), сейчас Макаров делает их синтетическими, используя рыболовную леску. Такие струны по звучанию схожи с жильными. Инструменты у собеседника издания классические двухструнные, несмотря на то, что некоторые интерпретации бывают трех- и даже четырехструнными (как у чувашей, например).
По оценке Макарова, минимальная стоимость самой обычной думбры начинается от 10—15 тысяч рублей. Хороший инструмент может достигать стоимости в 100 тысяч рублей и выше. Несмотря на возрождающийся в молодежной среде спрос на думбру, мастеров по их изготовлению и педагогов не хватает, сетует собеседник.
— В обществе вопрос назрел и, надеюсь, будет решаться — с мастерской, потому что рынок, потребность есть. Интерес со стороны молодежи возрождается. В Казанской консерватории на кафедре этномузыкологии есть ознакомительный курс игры на думбре, — говорит он.
Между тем спрос на думбру действительно растет, утверждает Макаров. Если в прошлом веке лишь единицы хотели учиться игре на думбре, то сейчас, помимо Казанской консерватории, этому обучают и в Казанском государственном институте культуры на кафедре татаристики. Кроме того, активно развивают игру на думбре в казанской музыкальной школе №24. Дело движется и по всей республике. В частности, в Альметьевске на базе музыкальной школы №2 начинается работа по использованию этнических инструментов, в том числе и думбры.
— Желающих обучаться игре на думбре очень много. Но имеется дефицит инструментов. Сейчас идет обновление культуры. В этом разрезе думбра не будет пережитком прошлого, а новым явлением. Думбра может однозначно обогатить палитру традиционной культуры, — убежден он.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев