Этнограф Геннадий Макаров: «Кладбище – неотъемлемая часть истории и культуры»
Представляем вашему вниманию фотографии старинных родовых тамг (родовых знамен) с некрополя поселка Кассель Нагайбакского района Челябинской области, сделанных Геннадием Макаровым.
Интерес и поездки по изучению нагайбакского народного музыкального искусства, как части этнической культуры Волго-Уральского региона начались мной еще в далеком 1978 году. Очередная музыкально-этнографическая экспедиция в нагайбакские селения Челябинской области, организованная кафедрой этномузыкологии Казанской консерватории состоялась в начале июля 2018 года.
Кроме народной музыки объектом интереса была также духовная и материальная культура. В этот год осуществилась моя давняя мечта – это посещение старинного кладбища поселка Кассель (Килий ауылы). Очевидно, что кладбище является неотъемлемой частью истории и культуры. Посетив некрополь Касселя, я увидел много интересных и познавательных фактов, не мене познавательных, чем после изучения экспозиции местного краеведческого музея. Думаю, что краеведам, интересующимся историей Нагайбакского района, также невозможно обойтись без посещения и изучения эпитафий старинных кладбищ. Каждый некрополь – культурное наследие, достояние истории, часть памяти местного населения, место, связывающее настоящее и прошлое.
Письменных описаний старинных нагайбакских кладбищ района, которые, по сути, являются музеем под открытым небом, я не встретил, хотя они являются историческими памятниками местного значения. Без предварительной подготовки схем расположения, инвентаризации и идентификации, сохранившихся эпиграфических памятников, разобраться во всем этом оказалось делом очень сложным. Тем более, это невозможно без уточнения со слов старожилов села о безымянных камнях.
На кладбище Касселя имеется много старинных каменных памятников, на которых высечены имена, годы их жизни. Нередко имеются и изображения родовых тамг – старинных родовых знамен местных казаков-нагайбаков. Здесь я заметил и малое количество старинных деревянных крестов. По воспоминаниям старожилов, это стало следствием того, что в суровые зимы военных лет (1941-1945) население было вынуждено топить ими свои печи, чтобы как-то согреться и не погибнуть от холода.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев