Туганайлар

Кряшенская духовная миссия: быть или не быть?

13 февраля Указом митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия при митрополии был создан сектор кряшенской духовной миссии. Сегодня у нас в гостях - руководитель сектора, священник храма Николая Чудотворца села Кряш-Серда Пестречинского района отец Димитрий Сизов. - Отец Димитрий, недавно при Миссионерском отделе Татарстанской митрополии создана секция "Кряшенская духовная миссия", руководителем...

13 февраля Указом митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия при митрополии был создан сектор кряшенской духовной миссии. Сегодня у нас в гостях - руководитель сектора, священник храма Николая Чудотворца села Кряш-Серда Пестречинского района отец Димитрий Сизов.

- Отец Димитрий, недавно при Миссионерском отделе Татарстанской митрополии создана секция "Кряшенская духовная миссия", руководителем которой назначили Вас. Чем это было вызвано, и насколько была необходима эта структура?
- Вопрос о необходимости миссии назрел давно и "кряшенский вопрос" обострился в республике в связи с поджогами кряшенских храмов. Руководство митрополии, видимо, решило не отпускать кряшен "в свободное плавание", и, поэтому, была создана Кряшенская духовная миссия. Идея и название,конечно, громкие. Такие миссии были еще до революции, это были некие автономные образования, которые подчинялись церковной иерархии. У них, к примеру, было централизованное финансирование, чего мы не имеем. Самые известные из них - Китайская, Японская, Алтайская духовные миссии.
Сейчас, конечно же, складывается у нас некоторое подобие такой дореволюционной миссии. Пока сюда входит наше движение, но оно тоже не имеет юридического статуса. Это некий неформальный союз сочувствующих, которые выступают за воцерковление кряшен. Это мои единомышленники, друзья. Сюда может войти любой человек, поддерживающий наше движение.
- Насколько мне известно, в Чистопольском районе Вы уже создали первый приход.
- И в Чистополе, и в Набережных Челнах. В Челнах инициаторами выступили молодые люди. Вот, например, есть в Челнах такой Георгий Абрамов. Есть Михаил Миронов, который сейчас учится на заочном отделении Казанской духовной семинарии. По образованию он инженер. Но в дальнейшем мы его видим в должности настоятеля кряшенского прихода в Набережных Челнах. Он еще заканчивает только первый курс, но на втором или на третьем его можно будет рукоположить во священника, если владыка Анастасий увидит в этом необходимость. Главное, чтобы там действительно организовывался приход.
- Еще где-то есть такие наметки?
- Меня просили содействовать в создании приходов в Челнах и в Нижнекамске. Но пока в Нижнекамске не можем найти инициативных людей. В планах Елабуга, Пестрецы, Заинск. Опять же нужны активисты на местах.
Есть список, где я предлагаю создать пусть не церкви, но хотя бы молитвенные дома. Таких деревень в республике насчитывается 25. Этот список я предоставил митрополиту и в аппарат президента.
Радует то, что инициативы идут с мест. Вот, например, недавно приезжал человек, предприниматель из Казани. Хочет построить церковь в деревне Иванаево Рыбно-Слободского района.
- Какие еще задачи поставлены перед Кряшенской духовной миссией?
- Движение наше существует уже давно. Мы обозначились еще в 2009 году, тогда же появился и сайт "Кряшенская духовная миссия". Просто тогда мы не нашли понимания. Сочли, что занимаемся самодеятельностью, хотя создание сайта благословили. Сейчас по нашему примеру, насколько мне известно, хотят создать чувашскую и удмуртскую миссии.
Первостепенная задача в идеале - это воцерковление кряшен. Естественно, это долгий процесс. Он идет через воспитательную функцию. Поэтому, сейчас А.В.Фокин (сотрудник Миссии) вышел с инициативой создания школ с этно-конфессиональным компонентом. То есть, кряшенских школ с пансионатом проживания, где учились бы дети кряшен со всей республики. Неплохо было бы организовать их при кряшенских приходах. Вот не знаю, пойдут ли навстречу власти. Оттуда бы и выходили люди, способные стать кряшенскими священниками, воспитывалась будущая кряшенская интеллигенция.
- Вообщем, это достаточно сложный вопрос. На протяжении долгих лет, имея в Ассамблее народов Татарстана ставку преподавателя кряшенской воскресной школы, казанская организация кряшен не смогла набрать класс даже из 5-6 детей. Тут речь идет о целой школе. Мне кажется, что наше кряшенское общество для таких вещей еще не созрело. Идут процессы глобализации и повальная оптимизация в сфере образования. Боюсь, что Ваши благие намерения могут оказаться утопией.
- Я так не думаю. Сейчас действительно нужны какие-то подвижки со стороны властей. Мы вышли с просьбой к президенту Татарстана, о финансировании нашей миссии. Ведь мусульманские организации финансируются, и это никого не возмущает. Нам нужны финансы на издание литературы. У нас мизерные тиражи, которые расходятся мгновенно. Обращаются с мест, просят православную литературу на церковно-кряшенском языке. В первую очередь, будем издавать литературу. Во-вторую, организовывать христианские общины на местах, объединенные вокруг литургии.
- С какими структурами хотели бы теснее сотрудничать?
- Нужно дружить со всеми. Вообще, сейчас Церкви нужно быть смелее. То есть, больше выходить в общество. Не бояться того, что посмеются, вот, мол, поп пришел … Быть более открытыми, идти на контакт. Вообще, у приходов такая черта, что они замыкаются в себе и не могут вести какую-то другую деятельность. У священника большого прихода нет времени и возможности работать вне прихода.
- Как Вы представляете работу с молодежью? Они сейчас чаще сидят в социальных сетях, чем читают духовную литературу, и, тем более, посещают церковь… Насколько я знаю, молодежь хочет, но часто не находит духовного наставника.
- Да, немаловажный момент. Ну, не обязательно, скажем, искать такого "гуру", который был бы авторитетным, безупречным человеком. Святых мало. Достаточно познакомиться со своими воцерковленными сверстниками. Они могут передать на понятном языке, как вообще быть человеком церковным, и что для этого нужно делать. Вот сейчас, под эгидой митрополии организуется православный лагерь. Туда будет приглашены люди со всего Поволжья, в том числе, будет место для кряшен и чуваш. Двух людей мы уже посылаем на Селигер. Это тоже молодежный лагерь, где будет православная смена. Мы пригласили туда двух девочек - Алену Харитонову и Настю Яковлеву. Мы предложили - они согласились.
- А как можно, на Ваш взгляд, решить вопрос с кряшенскими священниками, которые на сегодняшний день в большом дефиците?
- Со временем мы хотим, что-бы в каждом районе был свой священник кряшен. Это должен быть мобильный человек. Да, до этого не было целенаправленной подготовки кряшенских священников. Сейчас в семинарии уже объявляется набор, планируется, что будет набрана целевая кряшенская группа.
- Но они должны будут учиться еще четыре года. А где взять их сегодня?
- Будем ждать, работать. Было бы начало.
- Хочется выразить Вам большую признательность за ту работу, которую Вы всегда делали и делаете сейчас. Пусть это начало получит поддержку не только со стороны митрополии, но и самих кряшен, общественности, молодых священнослужителей. Чтобы окружение Ваше расширялось и сплотилось в сильную, работоспособную команду единомышленников, которая будет работать на духовное возрождение нашего народа. Здоровья Вам, успехов на тернистом пути и всех Благ!

Беседовала Людмила БЕЛОУСОВА

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: