Как человеку понять, что его пост состоялся?
На эти и другие вопросы ответил наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря игумен Гавриил (Рожнов).
— Как человеку понять, что его пост состоялся?
Большинство людей ассоциируют Великий пост со временем покаяния, скорби и аскетических усилий над собой. Безусловно, это так, ведь, по словам Спасителя, «Царствие Небесное нудится» (Мф. 11:12), то есть берётся силою. Но мы должны понимать, что Великий пост — это дорога к Светлому Христову Воскресению. И на самом деле помимо скорби и печали постом должна присутствовать и радость. Есть святоотеческий термин «радостопечалие», который означает состояние печали о грехах, сопровождаемое радостью. Это сложно представить, но именно из такой парадоксальности и состоит христианство. Скорбь и покаяние приводит к радости, когда мы избавляемся от ветхого в себе, очищаем своё сердце и заполняем его Богом. Чем больше мы выбросим ненужного балласта, тем больше наше сердце заполнится Христом.
Апостол Павел говорил: «Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 кор. 3:16). А покаяние и работа над собой — это очищение нашего храма. Эта работа должна быть радостной, ведь мы приглашаем в чистое сердце главного Гостя во всей вселенной — Творца этой вселенной. Ещё радость — это один из первых плодов духа. Апостол Павел в Послании к Галатам перечислил их: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23). Это и есть те критерии правильного прохождения Великого поста.
Сам Господь говорит нам о том, как следует поститься. Не нужно быть лицемерами, которые делают печальные лица и посыпают голову пеплом (см. Мф. 6:16). Пусть внутри у человека будет совершаться аскетическая борьба, но внешне не стоит её проявлять. Пост — это не пищевые запреты, а телесные ограничения и переключение на духовное. Вспомним, Адам в раю питался благодатью Божией. И в дни поста мы призваны вернуть себе это особое состояние соединения с Господом.
— Бывает ли ситуация, когда Великий пост проходит не во благо?
Великий пост проходит не во благо, когда он посвящён не Христу. Когда превращается в отказ от определённой пищи. Конечно, как начальный этап в жизни верующего, как первая ступень в длинной лестнице духовного восхождения, это имеет место. Святитель Иоанн Златоуст в одной из проповедей говорил, что постом мы должны меньше всего думать о пище. Поэтому если человек замыкается на пищевых ограничениях, на изменении фигуры к предстоящему пляжному сезону, то в таком случае пост — это просто диета. Диета, которая как минимум не принесёт никакой духовной пользой, как максимум — взращивает внутреннего фарисея. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что если бы постом главным делом было изменение рациона, то самыми святыми были бы коровы — они ведь вообще мясо не едят. Изменение рациона на время поста без духовных усилий не только не даст никакого духовного плода, но и может быть даже во вред.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев