Туганайлар

Светлана Белоруссова рассказала о том, как функционирует этнос в киберпространстве

Рассказ о том, как изучать этничность не только в полях, но и на «полях» интернета, получился увлекательным, насыщенным информацией и проблемами, которые еще не решены и которые предстоит решать в будущем молодому поколению исследователей

Накануне майских праздников в просветительском проекте ВятГУ «Лекции в Политехническом» заведующий лабораторией музейных технологий, старший научный сотрудник отдела этнографии Центральной Азии МАЭ РАН, кандидат исторических наук, режиссер Светлана Белоруссова (Санкт-Петербург) поделилась своим видением о конструировании этнических групп в интернете, об особенностях идентификации этносов в аспекте новаций и традиций

Её визит в город Киров проходил в рамках Дней этнографического кино в Институте гуманитарных и социальных наук.

Рассказ о том, как изучать этничность не только в полях, но и на «полях» интернета, получился увлекательным, насыщенным информацией и проблемами, которые еще не решены и которые предстоит решать в будущем молодому поколению исследователей.

  

 

– Человеку издревле  присуще ощущение некоей раздвоенности – желания перейти из мира реального в воображаемый – заглянуть в мир своих предков, прочитать с помощью наскальных рисунков (петроглифов), шаманских ритуалов своё прошлое и будущее, - констатировал лектор.

– Интернет трансформировал это желание, перевел его на новый язык, одним из инструментов которого стала визуализация – сначала как форма игры, затем и как форма жизни для определенной аудитории. Достаточно вспомнить игру 2000-х SimCity, где воспроизведены все детали городского пространства.

Установление границ и создание связей внутри и между сообществами, возможно, например, через изучение компьютерных игр и субкультуру геймеров.

Очевидно, что с возникновением феномена  киберпространства, когда ты можешь спрятаться за ником, стать анонимкой, и твоя идентичность не верифицируется, сформировалась «вторая жизнь» человека в реалиях интернета.

  

Следуя принципу историзма, Светлана Белоруссова погрузила слушателей в истоки феномена виртуальной этничности, прокомментировав западные концепции киберэтнографии. Аналитический кейс этнических групп в интернете был представлен на примере кряшен и нагайбаков.

 

– Что мы наблюдаем в итоге? Отдельные этносы, умирая в реальности, воскресают в социальных сетях, и это даёт основание их творчески реанимировать (например, в кино) и, конечно, сохранять и изучать.

Лекция подняла острую, животрепещущую проблему: как сохранить этнос в условиях влияния «мировой паутины»? Как сберечь язык, культуру в реальности? Где баланс реального и виртуального в позиционировании традиций и новаций этносов?

Все эти вопросы – повод дальнейших фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований, которые начаты в Санкт-Петербургском Музее антропологии и этнографии РАН и поддержаны рядом региональных ученых, в том числе, из числа исследователей ВятГУ.

В заключении гостья из Санкт-Петербурга подарила коллективную монографию «Виртуальная этничность и киберэтнография».

ВятГУ

 

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: