Туганайлар

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КРЯШЕН В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

«Котоб тора Питер дядяй - Почта киля, газит кайта - диб. Мин дя инде сойонямен - Дядяйемнен белеме арта диб. Тырышыб укый Питер дядяй, Кюб артырды инде белемен. Тик аз але алыучылар - Кюбягянен кайчан кюрермен?» Некратов В первой половине ХХ века у кряшен выходили собственные средства массовой информации. Статьи...

«Котоб тора Питер дядяй -

Почта киля, газит кайта - диб.

Мин дя инде сойонямен -

Дядяйемнен белеме арта диб.

Тырышыб укый Питер дядяй,

Кюб артырды инде белемен.

Тик аз але алыучылар -

Кюбягянен кайчан кюрермен?»

Некратов

В первой половине ХХ века у кряшен выходили собственные средства массовой информации. Статьи и заметки были представлены как на алфавите кряшен, так и на латинице. Редакторы и корреспонденты вели множество различных рубрик, в том числе «Политика», «Иностранные новости», «Антирелигиозная пропаганда», «Яналиф», «Вести с деревень», «Народное творчество», «Здоровье», «Выдающиеся люди», «Чудеса мира» и т.д. Среди постоянных авторов значились А.Григорьев, А.Порфирьев, П.Глезденев, Р.Даулей, Н.Егоров, В.Соловьев, Д.Аппакова, Б.Романов, С.Кононов, Б.Романов, Т.Владимиров, И.Алексеев, Г.Беляев, Г.Мухин и многие другие. Нередко авторы печатались под псевдонимами, такими как Хабярче, Жазыучы, Димче, Жяшел кюз, Акчарлак, Д.Дядягез, Дусын, Хабярдар, Шахит, Вятич, Г.К., Б.Р-в., Д.Г-в. и т.д.

Идея учреждения средств массовой печати для кряшен впервые обозначилась во время революционных событий 1905-1907 гг. Особым толчком послужило появление первых татарских газет в 1905 г. («Нур» («Свет») в Санкт-Петербурге, «Казан мөхбире» («Казанский вестник») в Казани, «Фикер» («Мысль») в Уральске). В 1906 г. преподаватель Казанской русско-инородческой учительской семинарии, тюрколог и этнограф Даулей Роман Павлович (1879-1953), уроженец с.Шеморбаш Мамадышского уезда Казанской губернии, обратился к цензору Казанского комитета по делам печати Н.Ф. Катанову с проектом учреждения кряшенской газеты. О принципах распространения будущей газеты Р.П. Даулей рассуждал следующим образом: «Если к сотрудничеству привлечь 20 авторитетных священников и учителей, число подписчиков можно довести до 500 человек».

В эти же годы делает усиленную, но неудачную попытку организовать газету для кряшен поэт, драматург и общественный деятель Григорьев-Саврушевский Давид Григорьевич (1876-1942), уроженец с.Большие Савруши Мамадышского уезда Казанской губернии. В итоге первая кряшенская газета при поддержке властей и материальной помощи миссионеров увидела свет лишь много лет спустя - в годы Первой мировой войны.

В числе организаторов первых советских кряшенских газет была педагог, детская писательница и активистка кряшенского движения в 1917-1921 гг. Аппакова Дарья Семеновна (Даржия Сейфулловна) (1898-1948), уроженка д.Байгулово Чебоксарского уезда Казанской губернии, жена видного политического деятеля Г.И. Зубкова.

Первая в истории кряшенская газета «Сугыш хабярляре» («Военные известия») издавалась с февраля 1915 г. до декабря 1917 г. в Вятской губернской типолитографии на основе алфавита Н.И. Ильминского. Издателем и редактором газеты являлся марийский руководитель миссионерских курсов для инородцев Вятской губернии Глезденев Павел Петрович (Ислам-Гарей Мендияров) (1867-1923), уроженец д.Тумбагуш Белебеевского уезда Уфимской губернии. В начале 1918 г. газета переименовывается в «Хабяр жортуче» («Вестник»). Одновременно с «Сугыш хабярляре» П.П. Глезденев является учредителем первой удмуртской газеты «Войнаысь ивор» («Военный вестник») и первой марийской газеты «Война увер» («Военные известия»). Все три газеты практически дублировали друг друга.

С помощью коллег и слушателей миссионерских курсов Вятской губернии, их руководитель П.П. Глезденев начинает выпускать в свет указанные национальные газеты. С письмом о необходимости издавать газеты на национальных языках, он обращается в Вятское губернское ведомство. П.П. Глезденев пишет, что с началом войны к нему «начали поступать обращения от более или менее грамотных инородцев, которые просят регулярно сообщать о ходе боевых действий на фронтах». Особенно много таких обращений поступало от инородцев-женщин.

В течение 1915 г. на указанных трех языках выходят в свет около десяти номеров газет. Однако к концу года губернское земство прекращает их финансирование. В дальнейшем П.П. Глезденев вынужден печатать газеты исключительно собственными усилиями, при незначительных финансовых влияниях от подписчиков и на средства спонсоров. Сотрудники газет зачастую были вынуждены работать бесплатно. К концу 1916 г. свет увидели 14 номеров «Сугыш хабярляре». Газеты для инородцев, печатаемые в Вятке, выписывали 36 библиотек и 60 миссионерских школ.

Всего с 1915 г. было выпущено около 40 номеров газеты «Сугыш хабярляре». На страницах газеты размещались следующие разделы и рубрики: «Сугыш» («Война»), «Фронттан хатлар» (Письма с фронта»), «Россия эшляре» («События России»), «Чит иллярдя» («За рубежом»), «Донья халляре» («Мировые вести»), «Губерния жаналыклары» («Губернские новости»), «Временное правительство эше» (Деятельность Временного правительства»), «Земстволарда» («В земствах»), «Ауыл хужалыгы» («Сельское хозяйство»), «Дарулар» («Лекарства»), «Кряшенняр тормошо» («Жизнь кряшен»), «Торле хабярляр» («Разные известия») и пр. В газете печатались П.Глезденев, Д.Григорьев, Р.Давлей, М.Дернов, Н.Егоров, Д.Зубрилов, Р.Лопухин, Г.Романов, В.Соловьев, Г.Шубин и др. Некоторые материалы опубликованы под псевдонимами «Вятич», «Хабярдар», «Шахит». Редакция «Сугыш хабярляре» находилась в постоянном контакте с кряшенской газетой «Дус», издаваемой в Уфе.

С 1916 г. на страницах газеты наряду с фронтовыми известиями появляются материалы, касающиеся жизнедеятельности инородцев, вопросов кооперации, полезных советов по санитарии и сельскому хозяйству. Например, регулярно предоставлялась информация о состоянии сева и уборки, урожае зерновых и других культур, о ценах на продукты сельского хозяйства в губернии и волостях. П.П. Глезденев неоднократно подчеркивал роль «Сугыш хабярляре» в распространении грамотности и развитии культуры среди местного инородческого населения. Со временем газеты приобрели не только известность, но и популярность, что подтверждали многочисленные обращения и письма. Газета дала серьезный толчок для творчества со стороны читателей, которые подписывались под своими произведениями как «Новый Пушкин», «Новый Крылов», «Новый Лермонтов» и т.п.

Учитывая, что «Сугыш хабярляре» начала издаваться в разгар Первой мировой войны, редакция придерживалась распространенного тогда девиза «Война до победного конца». Особое внимание уделялось освещению боевых действий на фронтах, успехов России и ее союзников. По мнению историка Т.М. Насырова, редакция «Сугыш хабярляре» с одобрением приняла Февральскую революцию 1917 г. и демократические перемены, направленные на конституционно-республиканское развитие России. Газета регулярно освещала внутреннюю и внешнюю политику Временного правительства, деятельность солдатских и крестьянских депутатов в Советах, появившихся после свержения самодержавия. Размещались материалы о демократизации избирательной системы и органов местного самоуправления, о расширении полномочий губернских и волостных земств. Печатались сведения о выборах в Учредительное собрание, о кандидатах в этот законодательный орган из разных политических партий и организаций из Вятской губернии.

После Октябрьской революции 1917 г. в «Сугыш хабярляре» увеличиваются статьи с мнениями политических партий, общественных организаций, социальных групп об этом событии, о реальных шагах нового правительства. Много внимания уделяется национальному вопросу. Популярными становятся материалы о традициях и обычаях, культуре, литературе, известных личностях и современной жизнедеятельности кряшен, марийцев, удмуртов и других национальных меньшинств, и этнических групп.

В декабре 1917 г. Собрание Вятского губернского земства на внеочередной сессии, рассмотрев предложение П.П. Глезденева о продолжении издания местных национальных газет, вынесло решение о возможности этого при условии их переименования. В результате «Сугыш хабярляре» переименовывается в «Хабяр жортуче», удмуртская газета «Войнаысь ивор» в «Удмурт», марийская «Война увер» в «Мари увер» («Марийские известия»). Согласно смете, к концу 1918 г. предполагается печатание по 96 номеров каждой газеты. Один тираж должен был составить 2000 экземпляров. В первой половине 1918 г. П.П. Глезденеву удается организовать печать нескольких номеров этих газет. По утверждению Т.М. Насырова, к этому времени он признал Советскую власть и был сторонником защиты и служения новой власти, что нашло отражение на страницах «Хабяр жортуче» и других национальных изданий.

С февраля 1916 г. по 1918 г. в Уфе выходит в свет издание Восточно-русского культурно-просветительского общества - кряшенская газета «Дус» («Друг»). Изначально данное издание Восточно-русского миссионерского общества возглавляли епископ Андрей (русский князь Ухтомский Александр Алексеевич) (1872-1937), уроженец имения Вослома Рыбинского уезда Ярославской губернии) и миссионер Р.П. Даулей . Последним главным редактором и издателем «Дус» являлся этнограф Матвеев Стефан Матвеевич (1871-1942), уроженец д.Савалеево (или д.Верхний Багряж) Мензелинского уезда Уфимской губернии.

Тематика газеты, выпускавшейся два раза в месяц, была довольно обширной: здесь готовились материалы о внешней и внутренней политике, о разных сторонах жизнедеятельности кряшенского населения (просвещение, религиозное образование, мировоззрения, быт, деревенская жизнь и т.д.), передавались вести с фронта. С самого начала издание газеты на родном языке вдохновило многих кряшен, проживающих в Уфимской губернии.

Основной темой газеты «Дус» являлся вопрос просвещения среди женщин. В газете «Дус» им разъяснялась польза грамотности в целом. В частности, констатировалось, что они могли не только расширить свой общий кругозор, но и получить от этого практическую пользу. «Через страницы газет и книг можно будет узнать о тонкостях ведения домашнего хозяйства, получить полезные советы, необходимые в сельской жизни (садоводства, огородничества, на случай заболевания домашнего скота и т.д.), медицинские советы на случай заболевания детей и близких, информацию о нужных лекарствах», - доносили кряшенкам корреспонденты газеты в дни революционных перемен.

Всего в 1917 г. планировалось выпустить 20-24 номера газеты «Дус», однако по причине болезни редактора в итоге было выпущено лишь 13 номеров, за что редакция приносила свои извинения перед читателями за недостающие номера. В 1918 г. редакция намеревалась наладить тираж газеты. Подписчикам газеты, заплатившим деньги, но не получивших оставшиеся экземпляры, были обещаны бесплатные номера в 1918 г. Остальным нужно было заплатить за подписку, с учетом повышения цен на бумагу и заработной платы работников газеты. Восточно-русское общество брало на себя основные расходы по выпуску кряшенской газеты. В дальнейшем газета продолжала печатать изменения в алфавите, применяемом кряшенами, объяснялись правильное написание и произношение отдельных букв. В итоге повысившаяся в пять раз цена на типографские работы оказалась непосильной для газеты, в связи с чем 5 мая 1918 г. «Дус» прекратила свою деятельность. Однако исследователь Т.М. Насыров утверждает, что закрыта она была в связи с Декретом о печати по ликвидации многоязычной небольшевистской периодики в 1917-1918 гг.

Газета «Хабарляр» («Известия») издавалась в 1917 г. в г.Мензелинске. Всего вышло 7 номеров органа кряшенской секции Совета крестьянских депутатов Мензелинского уезда. Первый номер был датирован 3 февраля 1917 г., последний - 3 декабря 1917 г. Редактором являлся М.Чернов (? -?) .

По сведениям И.Рамеева, газета «Хабарляр» выходила в 1918 г. и являлась органом кряшенской советской молодежи Мензелинского уезда Уфимской губернии.

Следующим печатным органом средств массовой информации кряшен того периода была газета «Кряшен газеты» («Кряшенская газета»). Вначале - орган Центрального комитета народности кряшен, затем - издание Национального общества «Кряшен». Создателем ее, по словам исследователя М.С. Глухова, являлся общественный деятель Егоров Николай Николаевич (1870-1922), уроженец с.Шеморбаш Мамадышского уезда Казанской губернии. Первый номер вышел в январе 1918 г. На страницах газеты Н.Н. Егоров, являвшийся активным сторонником и теоретиком выделения кряшен в отдельную от татар народность, выдвинул лозунг «Кряшены - нация». Однако в тяжелый для страны период, не получая достаточного финансирования, газета вынуждена была прекратить свою деятельность. Всего вышло в свет 18 номеров, последний был датирован 27 (14) июля 1918 г.

Редакторами данного издания национального общества «Кряшен» являлись А.Н. Григорьев, Г.А. Филиппов, И.А. Алексеев, Ф.Е. Купцов.

В течение продолжительного времени редактором «Кряшен газеты» был педагог, общественный деятель Алексеев Игнатий Алексеевич (1888-1975), уроженец д.Ишалькино Чистопольского уезда, который, по словам поэта, государственного деятеля Филиппова Василия Никитича (1900-1938), уроженца с.Верхние Меретяки Мамадышского уезда Казанской губернии, «своими переводами служил успешным просветителем нашего народа (кряшен - Л.Мухамадеева)». И.А. Алексеев занимался переводом литературы на родной язык. В составе редакции находился педагог, этнограф и литератор Михеев Иван Степанович (1872-1937), уроженец с.Ошторма-Юмья Мамадышского уезда Казанской губернии.

7 августа 1918 г. Казань была занята частями Чехословацкого корпуса и Народной армии Комуча. Новые власти регламентировали работу местной прессы. Издававшиеся до их прихода партийно-советские газеты и журналы большевистской направленности были запрещены. Одновременно были предприняты меры по возрождению и созданию сети новой небольшевистской периодической печати. 8 августа 1918 г. был подписан приказ № 6 «Положение о печати», который гласил: «Все ограничения и стеснения о свободе слова, печати и торговле печатными произведениями отменяются… Издание газет, журналов и иных периодических изданий разрешается всем гражданам после подачи ими в целях регистрации заявлений в Управление по делам печати, в которых должны быть указаны: название издания, срок выхода в свет, подписная цена, ответственный редактор и адрес типографии, в которой будет печататься издание» .

В результате, в период пребывания в Казани частей Белой армии в августе-сентябре 1918 г. возродились и появились новые газеты, а пресса большевистского характера в срочном порядке вынуждена была ликвидироваться. В связи с этим, «Кряшен газеты» также была закрыта чехословаками, но благодаря активному участию ее редактора И.А. Алексеева газета через год возобновилась, переименовав свое название в «Кызыл алям» («Красное знамя»).

В середине 1918 г. выходит несколько номеров газеты «Хабяр жортуче» («Вестник»), являвшейся продолжением газеты «Сугыш хабярляре». Редактором и издателем был П.П. Глезденев.

В 1919 г. редактор Зубков Михаил Иванович (1889-1929), уроженец с.Большой Черкас Елабужского уезда Вятской губернии, являвшийся политическим деятелем и руководителем татарской секции политотдела Второй армии, начал выпуск газеты «Алга таба» («Вперед»). В течение четырех месяцев в г.Елабуге вышло всего несколько номеров. Просуществовав с января по апрель 1919 г. газета подотдела кряшен при Елабужском Совете рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, как и его предшественники завершила свое существование. Согласно «Альбому татарской периодической печати (1905-1925)» И.Рамеева, «Алга таба» являлась органом беспартийных кряшенских интеллигентов.

Исследователь М.С. Глухов, ссылаясь на источник «Гражданская война в Татарии. 1918-1919» (Казань, 1974), утверждал, что данная газета выходила в 1918 г. под названием «Алга барыек» («Путь вперед»).

Параллельно с «Алга таба» Г.И. Зубков наладил выпуск ежедневной кряшенской газеты политуправления Реввоенсовета 2-ой Армии Восточного фронта «Кызыл солдат» («Красный солдат»). Являясь в то время начальником Политотдела Зубков в феврале 1919 г. выпустил первый номер газеты для воинов 2-ой Красной армии, в составе которой насчитывалось около 2 тысяч красноармейцев-кряшен. Последний номер вышел в июне 1919 г.

В октябре 1919 г. у кряшен появилась новая общественно-политическая газета «Кызыл алям» («Красное знамя»), издававшаяся подотделом кряшен при Казанском Совете рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, затем Центральным отделом кряшен Наркомнаца РСФСР. Редактором являлся И.А. Алексеев, стараниям которого она явилась продолжением газеты «Кряшен газеты». По другим источникам, редактором «Кызыл алям» являлся политический деятель, один из лидеров кряшенского движения, эсер Касимов Дмитрий Иванович (1888-1937), уроженец д.Кряш-Казыли Лаишевского уезда Казанской губернии. Исследователи Р.Р. Гайнанов, Р.Ф. Марданов и Ф.Н. Шакуров утверждали, что данный орган Центрального кряшенского отдела при Татарском обкоме РКП(б) и Народного комиссариата по делам национальностей возглавлял В.Н. Филиппов. Газета издавалась кряшенской секцией при Госиздате.

По сведениям М.С. Глухова, редактором «Кызыл алям» со дня основания и до закрытия газеты являлся поэт, драматург и общественный деятель Григорьев (Саврушевский) Давид Григорьевич (1876-1942), уроженец с.Большие Савруши Мамадышского уезда Казанской губернии. Одним из корреспондентов газеты с 1919 г. работала Д.С. Аппакова.

Согласно библиографическому указателю «Газеты СССР с 1917 по 1960 гг.», «Кызыл алям» являлся вначале органом Высшей коллегии по делам кряшен при Обкоме РКП(б), затем - центрального кряшенского отдела при Наркомнаце, впоследствии - отдела нацмен при Татарском обкоме РКП(б) и Главполитпросвета. Последний номер вышел 9 января 1922 г.

Самым продолжительным по сроку существования органом печати кряшен была общественно-политическая газета «Киняш» («Совет»), выходившая в свет с 23 сентября 1922 г. по декабрь 1929 г. Преемница газеты «Кызыл алям» издавалась в Казани. Это был орган Кряшенской секции Татарского обкома РКП(б). Первым ее редактором являлся сотрудник Центрального кряшенского издательства Порфирьев Алексей Петрович (? -?), затем историк, публицист, преподаватель Кряшенского педагогического техникума Григорьев Александр Николаевич (1903-1948), уроженец с. Большие Савруши Мамадышского уезда Казанской губернии, последним - с 1927 по 1929 гг. - журналист, общественный деятель, поэт Беляев Гавриил Ефимович (1903-1975), уроженец д. Драгун-Бикмет Мензелинского уезда Уфимской губернии.

Издателем еженедельника выступал «Татиздат». С 16 января 1924 г. издание было приостановлено и с 31 января 1924 г. возобновлено в виде журнала «Киняш». В феврале-апреле 1924 г. вместо газеты «Киняш» вышло три номера одноимённого журнала.

Статьи и заметки газеты были представлены как на алфавите кряшен, так и на латинице. Среди авторов значились А.Н. Григорьев, А.П. Порфирьев, Г.Е. Беляев, И.А. Алексеев, В.М. Горохов, С.Кононов, Б.Романов, Т.Владимиров, Г.Мухин и многие другие. Нередко авторы печатались под псевдонимами, такими как Хабярче, Жазыучы, Димче, Д.Дядягез, Дусын, Г.К., Б.Р-в., Д.Г-в. и т.д. Корреспондентом до 1925 г. продолжала работать Д.С. Аппакова.

Редакторы и корреспонденты вели множество различных рубрик, в том числе «Политика», «Иностранные новости», «Антирелигиозная пропаганда», «Яналиф», «Вести с деревень», «Народное творчество», «Здоровье», «Выдающиеся люди», «Киняш дискуссиясе» («Дискуссия Киняша») и др. Уделяла внимание газета и другим не менее важным проблемам: воспитанию молодежи, просвещению, крестьянскому быту, пожарной безопасности, а также критике негативных явлений среди кряшенского населения.

Помимо них в газете с 1929 г. появляется рубрика «Татреспубликадан тыш кряшенняр турында» («О кряшенах, проживающих за пределами Татарской Республики»), освещающая жизнь кряшен в других регионах. Особенно много места в этой рубрике уделялось кряшенам, проживающим на территории Башкирской АССР.

Газету «Киняш» подписчики регулярно выписывали в Сибирском крае, белорусском г.Бобруйске, узбекском г.Каттакургане и других городах РСФСР. В одном из номеров «Киняш» вышли стихи читателя С.Иванова о любимой газете:

Без торабыз Себердя,

Китай белян бер илдя,

Без «Киняшне» бик котябез -

Кряшенняр бер жирдя.

Безгя жакшы угет биря

Жакты «Киняш» газите,

Безгя «Киняш» жибяргяч

Безнен кюнел булды инде .

Кроме «Киняш» к 1928 г. других периодических изданий у кряшен не имелось. Она оставалась единственной газетой, выходившей на кряшенском шрифте. В связи с этим данный орган печати ставил своей целью максимальное ознакомление кряшенского населения с текущими политическими событиями внутреннего и внешнего характера, событиями в сельском хозяйстве и промышленности, просветительской деятельностью, а также пропаганду образования.

Причину своего «долголетия» и закрытия остальных кряшенских газет сотрудники «Киняш» видели в следующем. В отличие от «Киняш» другие издания не вникали в проблемы деревни, не просвещали сельское население, мало места уделяли сельскому хозяйству, быту крестьянского населения, не давали практических советов по улучшению, продвижению сельского хозяйства. Именно поэтому кряшенское население не приняло эти издания, как свои, что и стало причиной их недолгого существования. Не публиковались в них и кряшенские сельские корреспонденты, все рубрики номеров были заполнены переводами из русских газет. «Киняш» же, в свою очередь, учла и устранила все эти ошибки и недостатки. Появились специальные рубрики с советами по ведению сельского хозяйства: начиная от птицеводства и коневодства заканчивая садоводством и огородничеством. Газета видела свою первоочередную задачу в пропаганде и реальном возрождении сельского хозяйства в кряшенских деревнях.

Результаты такой информационной политики дали свои плоды. «Киняш» начали выписывать даже в тех деревнях, в которых ранее не выписывали никаких газет и журналов. Автор одной из статей «Г.К.» приводит в пример Рыбно-Слободской район Татарской АССР. В кряшенских деревнях этого района еще 2-3 года назад, пишет автор, «Киняш» не то чтобы не выписывали, но даже не знали, что издается кряшенская газета. Ныне же в каждой кряшенской деревне газету знает каждый житель, читают с интересом. В некоторых крупных деревнях выписывают по 5-6 экземпляров. Читают все - и мужчины и женщины, и стар, и млад, особенно нравятся рубрики, посвященные советам на все случаи жизни. Привлекает то, что тексты написаны понятным, простым языком, газета воспринимается с интересом, практические советы предназначены для сельских жителей. Особенно радостно, что к газете начала тянуться молодежь.

В сентябре 1928 г. обсуждались итоги работы хозяйственной деятельности газеты. Отмечалось, что с помощью правительства и при поддержке населения продолжали выпускаться положенные четыре номера в месяц. Роль газеты в разъяснении кряшенского вопроса была неоценима. Вовремя и объективно разъясняя проблемы кряшен среди масс, газета содействовала партийным и местным работникам в их решении. Реакция, через свой «отдел справок» помогала кряшенскому населению, боролась со случаями бюрократии и другими негативными явлениями на селе. Давала также необходимые указания и советы деревенским сотрудникам, повышая их квалификацию и приобщая их к профессиональной корреспондентской, журналистской деятельности.

В деле подписки и распространении газеты дело обстояло так. Данные за август 1928 г.: Мамадышский кантон - 152 экз., Челнинский кантон - 147, Арск - 47, Чистополь - 43, Елабуга - 40, Мензелинск - 34, Бугульма - 18, Спасск - 7, Буинск - 1, районы - 87, Башкирская Республика - 52, Сибирь-Урал - 54, другие - 58, Казань - 57, бесплатные - 27, остаток - 126, всего - 950 экз.

Малое распространение «Киняш» приносило правительству финансовые расходы, средства, получаемые от подписки, не покрывали расходы. Но, самой главной проблемой было обозначено крайне недостаточное материально-финансовое обеспечение газеты, что отображалось на всей хозяйственно-издательской деятельности. «Киняш» стоила намного дороже, чем другие газеты, необходимо было снизить себестоимость.

Причина недостатков в работе многих отделов кроилась в малочисленности авторов и корреспондентов газеты, а также низкой сумме гонораров. Небольшая заработная плата не позволяла привлекать к работе высококвалифицированных журналистов и писателей, а также специалистов, таких как агрономов, врачей и т.д. Малочисленность штатов не могла улучшить качество газеты, разнообразить ее содержание, все труднее становилось найти хороший, интересный материал.

При газете в 1928 г. числилось 109 деревенских корреспондентов, из которых 5 женщин, 15 коммунистов, 26 комсомольца и 5 пионеров. В Казани писали статьи для газеты 15 человек. Редакция получала в день в среднем 4-5 письма, из которых далеко не все были пригодны к публикации. Для поддержания постоянной связи с корреспондентами, выездов на места, проведении производственных совещаний в те годы также не имелось средств. В деле организации работы сельских корреспондентов, обеспечения их темами, поддержания их в нужном направлении была необходима реальная помощь партийно-комсомольских ячеек на местах. Необходимо было также налаживание работы по подписке и распространению газеты, к которой должны были привлекаться сельские организации. Организация коллективных подписок, разрешение подписки за счет сдачи хлеба, выдвижение лозунгов «Одна газета на 5 хозяйств» - все это должно было стать прерогативой партийно-комсомольских ячеек, которые должны отвечать за просветительскую работу на местах.

На своих страницах редакция газеты давала информацию о некоторых выпускаемых «Татиздатом» печатных изданиях различного характера, о чем неоднократно сообщала в своих номерах. «Киняш» периодически поощрял своих подписчиков посредством бесплатной полезной литературы для кряшен.

Отмечалось, что к 1928 г. тираж газеты возрос с 800 до 1000. Но, учитывая, что «Киняш» являлся единственной кряшенской газетой для кряшенского населения, составляющего 200-250 тысяч человек, этого было недостаточно. В связи с этим Кряшсекция при Татарском Областкоме просила сельские советы организовать подписку путем проведения отдельных бесед с крестьянами, а также организовать подписку для комитетов взаимопомощи, изб-читален, школ и т.д. Особое внимание просилось уделить пропаганде среди сельского населения.

На страницах газеты появлялись афиши, объявления, приглашающие кряшен на культурно-просветительские мероприятия. Так, любители литературы приглашались на очередное собрание литературного кружка, созданного при редакции газеты «Киняш». Собрание намечалось в здании Кряшпедтехникума. Регулярно публиковались объемные материалы, освещающие жизнедеятельность знаменитых деятелей искусства и литературы, видных революционеров и др. За 1928 г., например, были напечатаны статьи о пролетарском писателе Максиме Горьком (в связи с 60-летием) , о видном татарском революционере Муллануре Вахитове , Л.Н. Толстом и многих др. Были популярны фельетоны и рубрика, посвященная ответам на вопросы читателей. Кроме того, печатались материалы, пропагандирующие «Киняш», обучающие желающих сотрудничать с газетой азам профессии, журналистской деятельности.

На юбилеи, круглые даты «Киняш» читатели присылали стихи, посвященные любимой газете:

«Бу «Киняшне» укый-укый

Бик кюб нястя белдем мин,

Укыб алган киняшлярдян

Бик кюб пайда кюрдем мин…»

(автор Д.Дядягез).

Следуя духу времени в «Киняш» велась активная пропаганда перехода на новый латинский шрифт, в связи с чем появились отдельные разделы, печатаемые на яналифе. При этом это были не только короткие заметки и новости, но и объемные статьи, фельетоны. Регулярно рекламировалась подписка на новую газету «Яналиф». В связи с этим в 1930-ом г. последняя газета кряшен прекратила свое самостоятельное существование и слилась с другими местными средствами массовой информации, а ее редактор Г.Е. Беляев в 1930-1941, 1947-1955 гг. становится заместителем главного редактора газеты «Кызыл Татарстан» («Красный Татарстан»), в 1955-1959 гг. главным редактором газеты «Нефтяник Татарии», в 1959-1966 гг. ответственным секретарем журнала «Коммунист Татарии».

В 1932-1941 гг. в райцентре Нагайбакского района с.Фершампенуаз Челябинской области издавалась газета «Кызыл нагайбак» - «Сталин юлы белән» («Красный нагайбак» - «Дорогой Сталина»). Это был орган Нагайбакского РК КПСС и райсовета депутатов трудящихся.

Нагайбакский район упраздняли и восстанавливали в прежних границах, а вместе с ним упраздняли и открывали газету. Сначала она называлась «Нагайбак», №№ 2-4 1932 г. вышли под названием «Голос колхозника», с 23 февраля 1932 г. по 12 марта 1935 г. - «Красный нагайбак», с 1 января 1937 г. по 2 декабря 1956 г. «По сталинскому пути». С 1932 по 1941 гг. выпускалась на русском и татарском языках. С 1932 по 1960 гг. вышло в свет 2959 номеров газеты.

Наряду с газетами выходили кряшенские журналы. В 1918 г. в Казани два раза в месяц выходил в свет журнал «Иген игуче» («Хлебороб»). Это был орган кряшенской секции Казанского губкома РКП(б). Всего вышло 55 номеров. Редактором «Иген игуче» являлся Л.Ишкинов (? -?) .

В течение полугода печатался общественно-политический, историко-этнографический и литературный журнал «Белемнек» («Знание»). Первый ее номер вышел в сентябре 1921 г., последний - в январе 1922 г. Редактором органа кряшенского отдела Наркомнаца при СНК РСФСР, а потом кряшенской секции Татарского обкома РКП(б) был И.А. Алексеев. По сведениям Т.Г. Дунаевой, данный журнал являлся органом кряшенской секции Казанского отделения Госиздата. Редактором являлся Д.И. Касимов. Историк М.С. Глухов утверждал, журнал «Белемнек» заменил газету «Кызыл алям» в период голода в Поволжье.

В 1920-ые гг. в Кряшенском педагогическом техникуме по инициативе ячейки РКСМ силами учащихся издавался журнал «Факел».

Ежемесячный журнал «Киняш» кряшенской комсекции Татобласткома выходил вместо приостановленной деятельности газеты «Киняш» в 1924 г. С февраля по апрель вышло всего три номера одноименного журнала.

Таким образом, тематика периодической печати кряшен соответствовала духу времени и отражала общественное мнение кряшен первых десятилетий советской власти. В материалах средств массовой информации отображалась жизнедеятельность кряшенского населения, проживающего в Казани и за пределами ТАССР (в том числе образование и просвещение). Представленные газеты и журналы являются важным документальным источником по истории, социокультурной и общественно-политической деятельности кряшен первой половины ХХ века.

Лилия Мухамадеева,

к.и.н., с.н.с. центра изучения истории и культуры кряшен и нагайбаков

Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: