Туганайлар

Питрау: религиозный праздник или фестиваль?

В этом году в Татарстане уже в 17-й раз пройдет Республиканский фестиваль кряшенской культуры «Питрау». На протяжении многих лет праздник претерпевал множество изменений, становясь с каждым годом всё шире, разнообразнее и масштабнее. Сегодня «Питрау» можно назвать одним из самых посещаемых среди таких народных праздников, как Сабантуй и Каравон. Тем не...

В этом году в Татарстане уже в 17-й раз пройдет Республиканский фестиваль кряшенской культуры «Питрау». На протяжении многих лет праздник претерпевал множество изменений, становясь с каждым годом всё шире, разнообразнее и масштабнее. Сегодня «Питрау» можно назвать одним из самых посещаемых среди таких народных праздников, как Сабантуй и Каравон. Тем не менее, из года в год возникает множество мнений и разногласий по поводу содержательной части праздника.

Чтобы обсудить спорные моменты проведения «Питрау», исполком Общественной организации кряшен Татарстана провел круглый стол, куда были приглашены кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Центра исследований истории и культуры кряшен и нагайбаков Геннадий Макаров, руководитель Республиканского центра развития традиционной культуры Министерства культуры РТ Фанзиля Завгарова, директор Государственного ансамбля кряшен «Бермянчек» Артур Поляков, заместитель руководителя исполкома Мамадышского района Алёна Смирнова, начальник отдела культуры исполкома Мамадышского района Степан Спиридонов и другие. Модератором круглого стола выступила Людмила Белоусова - руководитель исполкома Общественной организации кряшен Татарстана, главный редактор газеты «Туганайлар». Она задала тему круглого стола, обозначив основные проблемы:

- Вопрос о роли и задачах праздника «Питрау» в течение последнего года поднимался несколько раз. В сентябре в Казанском Федеральном университете прошла международная конференция по этнографии, где профессор КФУ Татьяна Титова сделала доклад о празднике на основе своих исследований. Она отметила «Питрау» как положительное явление, но организованное. То есть этнический праздник - это когда народ проводит его самостоятельно, без участия государства. Позднее в Доме дружбы народов Татарстана прошла научная конференция по развитию традиций и обрядов кряшен, где режиссер праздника Алена Смирнова выступила с аналитическим обзором по «Питрау». Тогда некоторые выразили мнение, что праздник должен быть не этническим, а религиозным. В декабре кряшены провели конференцию в честь 10-летия перевода Священного писания на кряшенский язык, где принял участие и Владыка Феофан. Он так же высказал пожелание, что Петров день должен иметь религиозный оттенок и выразил недовольство, что день поминовения апостолов Петра и Павла проводится как народный праздник. В Министерстве культуры по итогам народных праздников также прошел круглый стол, где было уделено особое внимание «Питрау». Праздник высоко оценили в организационном и содержательном плане. Разговор о формате праздника поднимается сегодня не впервые. Мы об этом говорили еще четыре года тому назад. Основной вопрос - как дать празднику правильное название, чтобы он действительно соответствовал своим целям и задачам, своему содержанию. Жизнь меняется, праздник развивается, общество идет вперед. Поэтому хочу задать несколько вопросов: как, на ваш взгляд, проходит сегодня Питрау в Зюрях - как фольклорный фестиваль, как кряшенский Сабантуй, как народные гуляния или как религиозный праздник? Что нужно, чтобы он действительно стал фестивалем кряшенской культуры, как мы его хотим видеть?

Светский или религиозный?

Степан Спиридонов:

- Прежде чем определить, светский праздник или религиозный, нужно разобраться с датой. В этом вопросе общество разделено на две части. Одни, в сознании которых сильны языческие традиции, считают, что после Питрау проводить праздники запрещено - так было заведено испокон веков. Другие, придерживающиеся православия, считают, что во время петровского поста запрещены любые развлекательные мероприятия, а после окончания поста можно праздновать. Питрау в Зюри, как правило, отмечается не день в день, то есть не 12 июля, а чуть позже, в зависимости от того, на какое число приходится субботний день, следующий после 12 числа. Поэтому, праздник больше светский, чем религиозный.

Фанзиля Завгарова:

- Элементы светскости и религиозности есть везде. К примеру, Каравон связан с престольным праздником села Никольское, здесь есть храм Николая Угодника. Естественно, в этом случае присутствие духовных лиц оправдано. А Сабантуй - абсолютно ни к какой религии не «пристёгнут». Однако в Татарстане сформировалась традиция - приходят поздравлять духовные лица. Сегодня активно развивается духовная культура. Если священнослужитель имеет определенный вес в обществе, если он благословляет на добрый исход праздника, в таких случаях это оправданно. Мир и общество находятся в постоянном развитии.

Геннадий Макаров:

- Питрау в Зюрях, безусловно, светский праздник. Но мы всегда рады видеть там наших батюшек. Но у кряшен до сих пор еще не было ни одного религиозного фестиваля, который тоже нужен и важен. Поэтому, в этом году впервые пройдет фестиваль православной кряшенской культуры «Вербицы сад» («Бермянчек бакчасы»), который соберет исполнителей духовных и народных песен в Казани. Фестиваль будет посвящен 180-летию священника Василия Тимофеева, и мы должны провести его на уровне, с привлечением нашего православного духовенства.

Как праздновать?

Фанзиля Завгарова:

- Что касается содержания Питрау, то я всегда привожу запомнившуюся мне гениальную фразу Степана Спиридонова, которую он высказал четыре года тому назад: «Питрау - это вечерний сабантуй жителей деревни Старые Зюри, который они проводили всегда, приуроченный к календарному Питрау, проводящийся сегодня в формате фестиваля фольклорных коллективов и ансамблей народной песни кряшен». Территориально зюринцы всегда проводили у себя вечерний сабантуй. Поэтому, когда говорят, что на Питрау проводят неприсущие кряшенам «сабантуйные» состязания и скачки, можно возразить, что это исконная территориальная традиция. На мой взгляд, этот фестиваль можно провести и до Петрова дня, и после него, потому что он, в этом случае, не привязан ни к религиозной, ни к языческой традиции. Хотя мы, как организаторы, позиционируем «Питрау» как светское мероприятие, для обычных людей это совсем не так, ведь многое заложено в самом названии «Питрау». В традиционном мышлении народа сохраняются поверья: после Питрау даже соловей не поет, поэтому и людям после Питрау нельзя петь. Бабушки вспоминают, что за пение после Петрова дня их сажали в погреб - преобладало языческое мировоззрение. Если во главу угла ставить лишь религиозный аспект, то мы должны отказаться от многих народных традиций, передающихся от предков. А нам надо показать наши отличия, ведь каждый народ культурен по-своему. Культура каждого народа - выдающаяся, и мы должны её позиционировать на этом фестивале. «Уяв», «Каравон», «Питрау» - на сегодняшний день лучше называть эти мероприятия фестивалями. Фестиваль включает все цели: показать и религиозную культуру, и традиционную культуру кряшен в ее многообразии, с её этнотерриториальными особенностями.

Людмила Белоусова:

- У каждого начинания во главе стоят конкретные люди, которые определяют его цели, задачи, и содержание. 17 лет назад основу празднику заложили выходцы из села Зюри - предприниматели Иван и Валерий Егоровы. Их инициативу поддержал ныне глава администрации Мамадышского района, тогда начальник РАЙПО Анатолий Иванов. Они хотели продолжить традиции предков и устроить красивый праздник для сельчан. Начинание нашло поддержку у зюринцев и в районе, затем и в республике. Когда под руководством Ивана Егорова была создана Общественная организация кряшен Татарстана, Питрау, вошел в список национальных праздников народов, проживающих в республике, и расширил свою географию до всероссийского масштаба. На сегодня это единственная площадка для кряшен России, где они в полном объеме могут демонстрировать свою традиционную культуру в разных проявлениях. Сегодня Питрау является брендом кряшенского народа. Да, он не всегда проводится 12 июля, хоть и называется «Питрау». Но он объединяет всех после 12 числа и подводит итог празднествам по всей республике. Поэтому, фестиваль выполняет все задачи, возложенные на него основоположниками и общественностью.

Для чего нужен этот праздник?

Фанзиля Завгарова:

- Мы даем возможность коренному населению республики ощутить себя, во-первых, на своем празднике. Во-вторых, показать, что наши двери открыты для всех. В-третьих, мы демонстрируем свою культуру всем интересующимся, своим детям, которых воспитываем на этом примере. Сегодня в Татарстане у всех народов есть свой праздник, куда может прийти каждый в своем национальном костюме и говорить на своем языке, пробовать блюда своей кухни, играть в свои игры. Если у человека есть свой дом и место, куда он может созывать своих друзей - это дружба, мир, согласие.

Подводя итог, участники круглого стола пришли к единому мнению, что Питрау в Зюрях - это, прежде всего, традиционный фестиваль кряшенской культуры. Так же считают и 61,5 процентов посетителей сайта www.tuganaylar.ru, принявшие участие в онлайн-опросе. Сегодня на «Питрау» не хватает навигации, информационных табличек, поясняющих особенности кряшенской культуры. Поэтому, ощущается недостаток информации по фестивалю и по кряшенской культуре в целом. Все участники сошлись на том, что данная концепция станет основой для предстоящей работы по организации фестиваля.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: