Туганайлар

О чем писали учителю?

Недавно увидела свет книга «Письма кряшен Н.И. Ильминскому». Автором книги является священник Димитрий Сизов. Он осуществил перевод писем, систематизировал их, подготовил комментарии, биографические справки, научно-справочный аппарат издания.

В аннотации отец Димитрий поясняет, что книга представляет собой сборник писем кряшенских народных учителей и православных священнослужителей Николаю Ильминскому, а также священнику Василию Тимофееву. «Письма долгое время хранились в Национальном архиве Республики Татарстан в личном фонде Ильминского. Исследование этого фонда священником Алексием Колчериным способствовало обнаружению писем кряшенских деятелей просвещения, которые и включены в сборник. Авторы писем сообщают адресатам сведения, относящиеся к школьному делу в кряшенских селениях Казанской, Вятской, Уфимской, Оренбургской губерний, касающиеся религиозно-нравственного состояния жителей, личной жизни тружеников. Письма публикуются впервые», - подчеркивает священник Димитрий Сизов.

«Без всякого преувеличения можно утверждать, что начало интенсивной переписке по проблемам кряшен положил Н.И. Ильминский, - пишет во вступительной статье кандидат исторических наук Аркадий Фокин. - Будучи разносторонне эрудированным учёным, он по праву слывёт одним из зачинателей отечественной педагогики, создателем системы религиозного и светского просвещения нерусского населения империи, миссионером нового типа и организатором школьного дела среди инородцев. Именно на этой стезе, наряду с обширной перепиской научного и административного характера, ему приходилось постоянно поддерживать связи с выпускниками центральной крещено-татарской школы и учительской семинарии. За период активной миссионерской и педагогической деятельности среди кряшен только в центральной крещено-татарской школе скопилось до двух тысяч писем от кряшенских адресатов Ильминского. Его же письма разошлись по необъятным просторам империи и, несомненно, были бы утеряны, если бы не благоговейное к ним отношение кряшенского населения».

«В соответствии с пожеланиями делегатов съезда инородческих учителей и священнослужителей в 1893 году последователи Ильминского приступили к систематизации писем и уже в 1895 году обнародовали его переписку с Константином Победоносцевым, а в следующем году опубликовали часть его писем к кряшенским учителям и священнослужителям, - продолжает свой обзор Фокин. - Остальные письма не удосужились счастливой участи. 3 октября 1928 года Президиум ЦИК Татарской республики постановил переселить Кряшенский педагогический техникум в Елабугу. Переезд предписывалось произвести «в месячный срок, до закрытия навигации». Эта спешка оказалась роковой. Баржа с архивом техникума, в котором хранились документы центральной крещено-татарской школы, кряшенской учительской семинарии, кряшенских трехгодичных педагогических курсов и самого техникума на полпути вмерзла в лед и была брошена на произвол судьбы. Вот почему исследователи не могут разыскать эти исторические источники. Тем более ценна вся малость документов и материалов, которая избежала трагической судьбы. В связи с этим трудно переоценить выявленные в государственном архиве и подготовленные к изданию отцом Димитрием Сизовым письма кряшенских учителей и священнослужителей к Ильминскому».

«При внимательном прочтении даже самое обыденное, заурядное письмо открывает пусть маленькое, окошко в тот мир, в ту эпоху, которую можно с полным основанием назвать золотым веком кряшен, освещённым светлым образом Н.И. Ильминского, облагороженным его апостольской любовью к людям, идущим за ним к новой жизни. Читатель почувствует в каждом письме дыхание этого века, его непреходящего значения для современности», - отмечает Аркадий Фокин в своей статье «Дыхание эпохи».

Предлагаем Вашему вниманию одно из таких писем.

Дорогой мой отец Николай Иванович!

Теперь я по Вас очень скучаю, честно очень по тебе соскучился. Когда я увижу Вас?

На первой неделе Великого поста в школе все мы говели и удостоились принять Святых Христовых Тайн. Несколько женщин приехали из Верхних Казылей, также говели. С дороги, кажется, сначала я был сильно в жару. Как стал служить - прошло. Исповедал и причастил 150 человек. При чтении Великого канона вся школа пела: ученики и ученицы вместе, настроение было самое хорошее. Воскресенский и Егоров также причащались. Все службы сопровождались обычными моими посильными поучениями. В молитве моей поминал Вас и дорогую мою куму и всех благодетелей школы. Здесь все стоит благополучно.

В первых числах февраля был я в Молькеевской, Козясановской, Старо-Тябердинской и Баймурзинской школах, осматривал успехи их и совершал в них богослужения. Дело в них идет удовлетворительно.

С 16-го по 22 февраля был в Альвединской, Сердинской, Колькумерской, Кибечской, Толкиязской, Янцеварской, Верхне и Нижне-Меретякской, Тямтинской, Субашской, Больше-Саврушской, Елышевской, Трех-Сосненской и Никифоровской - всего в 14 школах. В 8-ми из них отличные успехи, в 5-ти очень удовлетворительные, в одной - плоховатые.

В Никифорове в среду служил часы, народу собралось больше двухсот человек, все вместе составили один хор очень хороший. Они были приезду моему очень рады. О[тец] Апаков не удовлетворяет их в этом. Прошлый год в Великом посте не было в Никифорове служения, не радеет пастырь их о них. Благодарение Богу, еще усердный, радеющий учитель здесь Евдоким Комисаров, а то стало бы нехорошо.

В школах братских Лаишевского уезда почти во всех о[тец] Миропольский был и написал на школьных журналах: «Был окружной миссионер священник А.С. Миропольский». Как донесет о них он владыке, не знаю. Задавал [Миропольский] ученикам вопросы нелегкие. Например, спросил ученика Альбединской школы: «Почему на землю сошел Сын, а не Отец или Дух Святый?» Ответа ему не было. Какое заключение будет иметь о[тец] Мироп[ольский], не знаю.

В деревнях, где я побывал, народ живет спокойно, чувствуется, что христианство усиливается. Сегодня получил, что Остроленские и Фершампенуазские отцы по 3 рубля прислали членского взноса (12 р.), они там здоровы. [Следующая фраза переведена]. И Вам шлют почтение.

Больше-Саврушский учитель Осип Леонтьев овдовевший летом, перед Масляной [седмицей] женился, взял старую нашу ученицу Татьяну. Теперь дело христианского просвещения там упрочено. Учитель усердный, и жена его больше его усерднее к Христовой вере и [христианской] жизни.

Я и дети мои целуем Вас с кумой. Молим, чтобы Господь хранил Вас.

Преданный Ваш священник В. Тимофеев.

4 марта 1886 года.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: