Туганайлар

Нити родства со старой родиной

В первый раз я приехала к нагайбакам в марте 1999 года. До этого я знала о них только понаслышке да по скудной литературе.

Меня, главного редактора народной газеты "Кряшен сюзе", и сотрудницу редакции Резеду Мухаметдинову встретил тогда сподвижник нагайбаков и краевед Алексей Михайлович Маметьев. Мы посетили краеведческий музей, картинную галерею, встретились с участницами фольклорного коллектива села Фершампенуаз "Сак-Сок". "Иске илдән туганнарыбыз килгән" ("Приехали родственники со старой родины"), говорили нам бабушки с теплотой и радушием, похлопывая по плечу.

"Иске ил" - "Старая родина"- так называют тут кряшенские поселения Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Бакалинский район республики Башкортостан) с компактным проживанием кряшен Шарашли, Килеево, Бакалы, Умирово. Так и живут они здесь на протяжении более чем 170 лет в изоляции, вырванные корнями за 24 часа и переселенные на новолинейные земли по Указу царя. До сих пор в народе живут воспоминания, превратившиеся уже в легенду: у кого-то бабушка не успела хлеб достать из печки в дорогу, у кого-то каша недоваренной осталась в котле. И казачки, и казачата строго подчинялись приказу, ведь казаки считались законопослушными подданными царя.

В один из приездов в село Фершампенуаз, на берегу реки Кызыл Чилик мне показали огромный тополь, сказав, что предки привезли ветки тополя в память о родине, но выжил только один саженец. Ещё одна бабушка в селе Кассель показала старинный сундук, доставшийся от прабабушек. "Моя бабушка рассказывала, что они в детстве тут кололи орехи,- сказала она мне, показав на небольшую выемку от сучка в углу сундука. - На старой родине в лесу росли орехи!

Так и живет в легендах "Старая родина" с тополями и орешниками, с богатой её природой и сказочно красивой речкой Сюнь.

Оторванные от родины нагайбаки на протяжении многих лет вели свой уклад жизни, не смешиваясь ни с русскими, ни с казахами, ни с башкирами. Сближаться с русскими не позволяло незнание языка, с казахами и башкирами - вера. Эта изоляция помогла им в большей мере сохранить свою идентичность, особенности языка до сегодняшних дней.

Приятно удивляет количество, содержание и богатство краеведческих и этнографических музеев в нагайбакских поселениях. И это не музейные уголки и комнаты при школах или клубах, как заведено у нас в Татарстане, а самостоятельные музейные учреждения со штатными работниками и бюджетом, объединенные в централизированную музейную систему района. Встречи гостей, традиционные обрядовые праздники у нагайбаков проходят больше в музеях, где есть живая история, душа, которая притягивает каждого нагайбака. Потому что каждый передал в музей самое дорогое, и приходит сюда, как к себе домой. В годы атеизма и перестроечный период музей заменил для нагайбаков и Божий дом, так как здесь хранились старинные иконы, народ собирался и на традиционные религиозные праздники. На Рождество 2014 года у нагайбаков случилась самая настоящая трагедия. Сгорел дотла этнографический музей села Остроленка. Оплакивали память предков не только селом, а всем районом. Отойдя от шока, люди снова потянулись в новое помещение для музея, выделенное администрацией района и несли самое дорогое, что еще осталось в семьях, как дорогая реликвия. В дар остроленцам выделили экспонаты и из музеев соседних нагайбакских сел: не только горе общее, но и история. Сегодня музей полностью укомплектован экспонатами, хоть и понес невосполнимую утрату.

Имеет большое значение и то, что музеи сел Париж, Остроленка, Фершампенуаз и Кассель и сами расположены в домах-музеях, принадлежавших когда-то состоятельным казакам и казачьим атаманам. Эти здания сложены из лиственницы сто и более лет тому назад и построены по канонам традиционно - бытового уклада нагайбаков.

Связи, налаженные с кряшенами Татарстана в начале 1990-х годов, активизировались с созданием в 2007 году Общественной организацией кряшен Татарстана.

Нагайбаки принимают участие во всех детских, молодежных и "взрослых" проектах, организуемых Общественной организацией, а именно: на фестивале кряшенской культуры "Питрау", на Рождественском фестивале молодых исполнителей кряшенской народной песни "Туым Жондозы" - "Рождественская звезда", на форумах и слетах кряшенской молодежи. Нагайбакские дети приезжают в этнолагерь для детей-кряшен "Айбагыр". За последние годы, благодаря совместной методической и практической работе, общению детей, появились нагайбакские детские и молодежные коллективы, которые приезжают не только в Татарстан, но и успешно выступают в других российских регионах. Стал традиционным фестиваль кряшенской культуры "Арумысыз туганнар!" в селе Кассель Нагайбакского района, который собирает всех сородичей "со старой родины" - из Татарстана и Башкортостана.

Данная выставка нагайбакского искусства в Казанском Кремле, организованная по инициативе кряшенской общественности при поддержке правительства Республики Татарстан, стал результатом многолетнего сотрудничества между нашими регионами, сближения и объединения разлученного историей народа, свидетельством приобщения нагайбаков к своим корням, к исторической родине.

Нити родства, ставшие со временем почти незримыми, превратились в крепкие узы братства и дружбы.

Людмила Белоусова,

руководитель исполкома

Общественной организации

кряшен Республики Татарстан,

главный редактор культурно-

просветительской газеты кряшен "Туганайлар".

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: