Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Новости

Краевед Василий Уткин об истории села кряшен Большое Тябердино Кайбицкого района

Есть сведения, что в 1445 году казанский хан Улуг-Мухамед начал исламизацию язычников и христиан

Чутеевского сельское поселение Кайбикого района объединяет два села: Чутеево – единственный в районе населенный пункт, где компактно проживают мусульманские татары-мишари, и собственно само Большое Тябердино, заселенное православными кряшенами. Село это находится всего в двух километрах от Комсомольского района Чувашии, к которому оно относилось в начале двадцатых годов прошлого века.

 Василий Уткин, председатель совета ветеранов Чутеевского сельского поселения, староста села Большое Тябердино, почетный гражданин Кайбицкого района, – еще и увлеченный краевед. Много времени он провел в московских, чебоксарских и казанских архивах. И поведал нам о происхождении малой родины. Сам он – уроженец этого села. Начинал здесь трактористом в колхозе «Мир». Затем был на комсомольской, партийной и профсоюзной работе, возглавлял сельсовет. На пенсию уходил с должности управляющего филиалом агрофирмы «Кубня» – предшественницы агрофирмы «Дуб­рава», которая в настоящее время действует в Чутеевском и соседних поселениях.

– В Центральном государственном архиве Чувашии имеется четырехтомная энциклопедия «Кубнянский край» (село Большое Тябердино находится у реки Кубни. – Авт.). Согласно ее данным, наша деревня появилась в конце XVI – начале XVII века. А крещение мы приняли в середине XVIII века – до того были язычниками. В этом заключаются нестыковки с численностью кряшен в прошлом. Было общеизвестным фактом, что язычники – это соседние с нами чуваши, поэтому многих кряшен официально записывали чувашами, а потом – татарами, принявшими православие…

На руках у Василия Сергеевича – посемейная опись (родословная) односельчан, которая велась с 1762 по 1925 год. Изначально в ней значатся чисто тюркские имена: на примере родословной семьи Уткиных – Темикей, его сын Савидер (тогда фамилий не существовало), которые после крещения стали именоваться Григорием и Иваном. Уткины в посемейной описи появились только в 1917 году. Если углубиться в более древние времена, то, по словам краеведа, в 1552 году через здешний край прошло войско Ивана Грозного, и у его центрального полка на берегу реки Кубни была стоянка. Есть также сведения, что в 1445 году казанский хан Улуг-Мухамед начал исламизацию язычников и христиан. Непокорные сбежали из его ханства, основав в здешних краях два селения – Тобурданово и Сикасси. В конце XVI века потомок переселенцев Тебердин (от персидско-тюркского слова «дебирдин»: дебир – учитель, дин – вера), завороженный здешними лесами, богатыми дичью, и большой речной водой, обосновал здесь деревню (слово «село» в старинные времена не употреблялось). Близ Старого Тябердина сохранилось старинное языческое кладбище. А на другом берегу реки Кубни в свое время появилось и Большое Тябердино.  

ВОВСЕ НЕ РОБИН ГУД

Об одной из страниц истории, связанной с Большим Тябердиным, старожилы села вспоминают с печалью. Они не сомневаются в том, что знаменитый «король конокрадов» Шакур-карак Рахимов, банда которого орудовала в том числе и на территории нынешнего Кайбицкого района, является отнюдь не Робин Гудом, а настоящим убийцей и создателем организованной преступной группировки по нынешним определениям. Они верят воспоминаниям матери Василия Уткина Марины Алексеевны, которая рассказывала следующее:

– Его дед занимался конокрадством, отец тоже. До революции они с отцом отбывали срок на каторге в Сибири. Революция их освободила от заключения как потерпевший от царизма класс. Возвращаясь из Сибири, они по пути украли и пригнали сюда табун лошадей. То есть и при советской власти снова начали не только воровать коней, а без лошади крестьянин не мог прожить, но и грабить сельхозартели, медицинские учреждения Татарии, Ульяновской и Нижегородской областей. Некоторые участники банды были и из нашей деревни. Помню, в 1927 году, когда Шакура уже расстреляли, его шайка еще существовала. Милиция искала ее членов, прятавшихся по лесам. Они 8 декабря 1927 года пришли сюда. Сельсоветам была дана установка: если члены банды появятся, сообщить об этом или поймать их и передать милиции. И вот наши безоружные люди решили их задержать. Пошли в дом, где бандиты прятались. В итоге преступники из обрезов убили троих наших – 19–20-летних ребят.

– Моя мать, по ее рассказам, когда увидела, что они шли к этому дому, прокричала им: «Не ходите туда, они вас убьют!» А ведь ей всего 13 лет было. Бабушка, услышав это, детей загнала в подпол, – говорит Василий Уткин. – Наутро бандиты ушли в Чувашию…


Ирина ДЕМИНА
Источник: rt-online.ru

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев