Туганайлар

ЭЛЬМИРА КАШАПОВА: Мои учителя: Зыкина, Воронец и хор Александрова!

В каждом трудовом коллективе найдется человек, который является для всех центральной фигурой: к нему идут и за профессиональным советом, и за жизненным опытом, с ним делят и радости, и горести, с ним обсуждают все новости и доверяют секреты. Таким человеком в Государственном фольклорном ансамбле кряшен «Бермянчек» является художественный руководитель Эльмира...

- Почему Вы решили связать свою жизнь с народным пением, со сценой?

- Сколько себя помню, я всегда выступала. Родилась я в городе Тольятти, отец был военным, мама врачом. В результате постоянных разъездов, судьба забросила нас в Зеленодольск. Там я с шести лет начала ходить в музыкальную школу, параллельно занимаясь в танцевальной студии и в спортивной секции по художественной гимнастике. Позже передо мной встал выбор: предпочесть что-то одно. Я подумала и выбрала музыку. Мама рассказывала, как с раннего детства я заслушивалась песнями Ольги Воронец, Людмилы Зыкиной, хора Александрова. Русские народные песни были у меня самыми любимыми. Когда мама брала меня с собой на работу в больницу, я ходила по палатам и устраивала концерты для больных и медперсонала. Объявляла: «Выступает Ольга Воронец «Ромашки спрятались»!» или «Выступает Людмила Зыкина «Течет река Волга»». Я знала почти все песни этих исполнителей наизусть!

- Почему Вы поступили в колледж культуры и искусства именно в Ленинграде?

- Я считаю, что Петербург (тогда еще Ленинград) - это центр культурной жизни, где собирается весь бомонд, где развита музыкальная интеллигенция. В этот город я влюбилась еще по красочным открыткам и по телевизионным передачам и решила во что бы то ни стало поехать туда на учебу. Уезжала поступать со своей помощницей и близкой подругой - мамой. Она всегда поддерживала меня во всех начинаниях, была единственной моей подругой в жизни. К сожалению, сейчас её уже нет в живых. Я хотела поступить на отделение академического вокала, но тот факт, что я была воспитана на народных песнях, дал о себе знать. Преподаватели колледжа спросили: «Вы татарка, откуда владеете техникой исполнения русского народного пения?», на это я ответила, что мои «учителя» - это Зыкина, Воронец и хор Александрова!

На тот момент, когда я поступала, русское народное пение в Казани было практически не развито, только академическое. Аутентичное пение начало возрождаться именно в Петербурге. Конкурс в колледж был очень большой - сюда приехали поступать со всего Советского Союза, а группу набирали всего из шести человек. Сдав все экзамены и не дождавшись результатов, мы с мамой уехали домой. Мне позвонили по телефону и сообщили, что я поступила! Радости не было предела. Но родители были расстроены тем, что я уезжаю от них.

Учеба в Петербурге дала мне очень много. Во-первых, я досконально изучила фольклор. В те годы, проведенные в Ленинграде, я побывала во многих музеях, театрах, видела воочию известных актеров «из телевизора» - Алису Фрейндлих, Олега Басилашвили и других, мы ходили на встречи с ними, брали интервью. Со мной на курсе училась певица, которую все помнят по песне «В горнице моей светло» - Марина Капура. Многие именитые люди, которые закончили это училище, стали заслуженными, народными артистами, кто-то работает в Петербурге, в Москве, кто-то заграницей. В моей группе учились девочки со всего Союза - немка из Бурятии, донские казачки, может, поэтому у меня любовь к казачьей культуре. Ездили в фольклорные экспедиции в Белгород, в Белоруссию, в Волгоградскую область. Собирали русский фольклор, опрашивали информантов, записывали песни, танцы, а затем весь собранный материал восстанавливали на учебной сцене.

- С чего началось Ваше первое знакомство с кряшенским фольклором?

- Во время учебы, будучи представительницей Татарстана, мне поручили подготовить доклад о татарской культуре. Я собрала материал о Нафисе Василовой. А она оказалась кряшенкой и ее настоящее имя Анастасия Васильева! Я исполнила песню из её репертуара «Чибәр кызга». Наверное, уже тогда судьба свела меня с кряшенской культурой. Не ведая о том, что когда-то я буду заниматься этой культурой, я выбрала эту певицу, эту песню, исполнила её на экзамене.

- Как развивалась Ваша трудовая деятельность после окончания колледжа?

- Я приехала в Казань, поступила на работу солисткой в Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан. 17 лет отдала я этому коллективу. Исполняла и татарские, и русские песни. Как специалист русского фольклора пела казачьи песни, русские народные. Неоднократно меня приглашали в Москву, где я выступала с такими коллективами, как «Гусляры России», оркестр Осипова, а на Гостелерадио СССР была записана в программе «Радуга Поволжья», которую я подготовила вместе с московским композитором Рашидом Губайдуллиным. Также сотрудничала с оркестром народных инструментов Анатолия Ивановича Шутикова. Так, шла моя бурная творческая жизнь, я росла в профессиональном плане. В один момент в ансамбле песни и танца мне стало тесно, я достигла высот, которые можно было там достичь, и решила попробовать себя в бизнесе. Но потом я поняла, что если уж родился артистом, то бизнесменом никогда не сможешь быть. И тут Елена Бичарина пригласила меня на кастинг в только создававшийся ансамбль «Бермянчек». На то время я была уже состоявшейся артисткой, но все-таки решила начинать с рядовой солистки. Мой опыт, мое умение, рвение позволили подняться выше - я стала хормейстером ансамбля, а затем коллектив выдвинул меня на должность художественного руководителя.

- Каким Вы тогда видели будущее ансамбля?

- Еще на кастинге в ансамбль, я видела большое будущее «Бермянчек».Там я наконец-то услышала аутентичное пение: Эльвира Камалова, которая теперь является солисткой ансамбля, и бывший хормейстер Анна Васильева исполняли тогда нагайбакскую песню. Я была поражена, что у нас в Казани кто-то умеет так петь. «Бермянчек» затронул пласты народного пения, стал заниматься не стилизованным пением, а именно аутентичным. Ансамбль небольшой, молодой и мобильный, у него большие перспективы.

- Какие изменения претерпел коллектив за эти 4 года?

- Время летит быстро - в этом году ансамблю исполняется пять лет. За это время я выросла в профессиональном плане - изучила кряшенскую культуру. В этом году я заканчиваю институт дополнительного образования, где защищаю диплом по кряшеноведению, в частности, по ансамблю «Бермянчек». Я добилась того, что умею исполнять аутентичные песни, именно так, как их исполняли в старину. Причем это позабытые песни, которые достаются «из сундуков». За это время ансамбль поставил ряд программ. В этом деле нам помогает наш консультант по фольклору Геннадий Макаров - человек, который всю свою жизнь посвятил сбору, изучению фольклора, сохранению самобытности инструментальной и песенной музыки. Мы благодарны за его богатый вклад в развитие нашего ансамбля. Рука об руку я работаю и с таким специалистом, как Григорий Сергеев. Он вырос в кряшенской семье, с молоком матери впитал эту культуру, поэтому внес большой вклад как балетмейстер в становление и развитие ансамбля. Не могу не отметить Эльзу Шамсутдинову, которая тоже начинала с рядовой артистки, потом стала хормейстером. Со дня основания с нами работал руководитель оркестра Харис Нигметзянов - специалист с большой буквы. Время идет, сцена любит молодых, поэтому ему на смену пришел Константин Владыкин - молодой перспективный дирижер, который внес изюминку в ансамбль, а теперь главным дирижером стал Эрдни Чавлинов - ученик Геннадия Макарова. Он - находка для ансамбля. Это человек-оркестр, который может играть на аутентичных инструментах - и на кубызе, и на добре, и на гуслях, и на клавишных. По национальности калмык, но исполняет кряшенскую музыку именно так, как исполняют кряшены. А вообще, у нас многонациональный коллектив. Из солистов могу отметить Лиану Миронову, которая пришла в коллектив маленькой звездочкой, которая только начинала расцветать, а теперь она уже раскрылась, ставит свои программы (на последнем открытии сезона она поставила блок с репертуаром своей деревни Старое Гришкино). Нам дорог неповторимый голос Снежаны Абрамовой - её кряшенская мелизматика уникальна. Эльвира Камалова - она татарка, но как любит эту культуру, как знает её! Она закончила отделение этнической музыки консерватории, в совершенстве владеет аутентичной манерой исполнения. К сожалению, в 2011 году трагически ушла из жизни талантливейшая солистка ансамбля Диана Мишкина. Это была жизнерадостная, веселая, артистичная девушка, ей пророчили успешное творческое будущее, на неё ансамбль возлагал большие надежды. Даже сейчас, исполняя ту или иную песню на сцене, я вспоминаю Диану, её неповторимый голос. Эту потерю мы переживаем до сих пор. Яркая солистка Оксана Дмитриева - на моих глазах она научилась аутентичному пению, хотя окончила курс академического вокала. Еще один из моих любимых солистов - Александр Игнатьев, который сейчас служит в армии. Его талант начал раскрываться у нас в ансамбле, а заметили мы его на конкурсе кряшенской песни «Туым Жондозы». Будучи членом жюри этого конкурса, я с удовольствием отмечаю для себя новые талантливые лица среди молодежи, которые в будущем могли бы стать солистами в нашем ансамбле. Меня радует, что среди конкурсантов много кряшен, что они сами поднимают свою культуру!

Также отмечу участие в фестивалях. Мы - лауреаты конкурса мировых культур «Алтын майдан» - это была наша первая победа. С большим успехом мы выступили в Петербурге, стали ежегодными почетными гостями Дня города в Нижнем Новгороде. В репертуаре ансамбля есть не только народные, но и церковные песни на кряшенском языке. В связи с этим мы имеем возможность выступать в церквях, на православных ярмарках, фестивалях. Один из последних - фестиваль «Вифлеемская звезда», который прошел в Зеленодольске. Мы были и за границей - в Боснии и Герцеговине, в Турции, где вызвали неподдельный интерес. Это связано с тем, что для иностранцев Россия ассоциируется только с русскими, они не знают, что у нас проживают и татары, чуваши, кряшены…

Нет ни одного концерта и гастролей, с которых бы мы не привозили благодарственные письма. В 2011 году мы участвовали на первом всероссийском конкурсе «Казаки России» в Москве, где были единственным коллективом, который представляет нагайбакскую казачью культуру. Мы вызвали тогда бурный интерес среди научных деятелей, фольклористов, они высоко оценили наше пение - нагайбакское многоголосье, старинный нагайбакский фольклор. В наших планах - разработать глубже эту программу и съездить еще раз на этот фестиваль.

- Расскажите, как придумывается концертная программа?

- Конечно, чтобы сделать концертный номер, нужно ездить в фольклорные экспедиции, а не изучать материал по нотам. Нужно слушать. Только через слух мы можем воспринять ту песню и ту музыку, которую исполняет народ. В марте мы планируем выехать в фольклорную экспедицию, чтобы собрать материал для новой программы.

Во время постановки программ, мы сотрудничаем с профессионалами. Программу-презентацию подготовил режиссер Рушан Шарипов вместе с Аграфеной Васильевой. Программу «Покрау» поставил народный артист России Ильдар Хайруллин. Геннадий Макаров стал автором рождественской программы «Нардуган». Все обряды мы ставим фрагментарно, чтобы не наделать ошибок, потому что все требует глубокого изучения. Фрагменты праздников Пасхи и Бермянчек мы уже показали на телевидении в передаче «Аулак өй», программа «Покрау» заснята для фондов телевидения. Это большие шаги, которые сделал ансамбль за четыре года. Абсолютным новшеством стало введение в репертуар песен в обработке "Этнорокфолк". Они напрвлены на молодежную аудиторию и имеют небывалый успех.

С учеными фольклористами Н.Альмеевой и Г.Макаровым

- Какие сложности существуют в работе ансамбля?

- Сложности бывают в любом коллективе, тем более наш ансамбль еще очень молод, мы только завоевываем себе место под солнцем. Если для кряшен мы уже достаточно знакомы, то для остальных мы малоизвестны. Поэтому хотелось бы, чтобы нас включали и в федеральные мероприятия, такие как Всероссийский сабантуй, отправляли на гастроли не только по России, но и за рубеж. Конечно, как бюджетное учреждение, возникают финансовые сложности, так как любые поездки, костюмы, реквизит, презентационный материал, аппаратура стоят немалых денег. Надеемся, что в этом году к пятилетию ансамбля найдутся спонсоры, которые помогут нам обновить музыкальное оборудование.

- За эти несколько лет Вы стали для ансамбля практически второй мамой. Как Вам удается поддерживатьтеплые отношения с коллективом?

- Действительно, для многих в коллективе по возрасту я гожусь в мамы! Видимо поэтому я часто так и называю их - «мои дети». Часто так и получается, что когда им плохо или хорошо, они первым делом бегут ко мне. К каждому я стараюсь найти индивидуальный подход, помочь, поддержать, дать совет. Иногда могу их и покритиковать, но я придерживаюсь позиции, что каждый артист - это звезда, профессионал, поэтому нужно относиться к нему с уважением. Взамен я получаю уважение с их стороны. Будучи руководителем кряшенского коллектива, я получила здесь почетное имя - Марҗук тути. Это неспроста, ведь я полностью погрузилась в кряшенскую культуру, что сама уже стала практически кряшенкой. Благодаря кряшенам я нашла себя в новой области и успешно проявляю в ней все свои профессиональные навыки. Я очень признательна своему коллективу, за то, что в свое время поверил в меня, благодарна Министерству культуры республики, Общественной организации кряшен Татарстана в лице Ивана Егорова и Людмилы Белоусовой, за то, что доверили мне работу художественным руководителем в ансамбле «Бермянчек».

- Вы очень энергичный человек, везде все успеваете. Остается ли время для семьи, для хобби?

- Перед любым человеком встает выбор - семья или карьера? Я уже упоминала, что для меня «Бермянчек» - семья. На работе проходит большая часть моего времени, наряду с мусульманскими, вместе с ними я справляю многие христианские праздники… Но всё же я стараюсь не забывать и о своей настоящей семье. Свободное время провожу со своим супругом Валерием и дочерью Региной. Они переживают, когда у меня возникают сложности, они делят со мной мои радости и победы, они видят, что работа приносит мне удовольствие. Также дома меня всегда ждут мои питомцы - это собака породы ретривер по кличке Дартер бой и кот Янис. Что касается хобби, я люблю экстремальные виды спорта. Мой муж байкер и летом нас часто можно увидеть на мотоциклах. Зимой мы катаемся на лыжах, ездим в горы, любим путешествовать. А еще я люблю петь цыганские песни. Я организовала небольшой цыганский ансамбль, мы выступаем на мероприятиях, поем на цыганском языке. Это часть моей души. Вообще в моем репертуаре помимо русских, кряшенских, татарских и цыганских, есть еще марийские, чувашские, японские песни. Я считаю, что человек должен как можно больше впитывать разные культуры, чтобы в любом месте, где бы он ни был, чувствовать себя своим.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: