Туганайлар

"Свои" на родине предков

Недавно Татарстан и Башкортостан посетили четверо молодых людей из Нагайбакского района Челябинской области. Их целью было своего рода паломничество - посещение исторической родины предков. В далеком 1842 году, весной, казаки-кряшены с семьями из Бакалинской и Нагайбакской станиц, погрузив свои пожитки на подводы за установленные 24 часа, длинными обозами пустились в...

Недавно Татарстан и Башкортостан посетили четверо молодых людей из Нагайбакского района Челябинской области. Их целью было своего рода паломничество - посещение исторической родины предков.

В далеком 1842 году, весной, казаки-кряшены с семьями из Бакалинской и Нагайбакской станиц, погрузив свои пожитки на подводы за установленные 24 часа, длинными обозами пустились в долгий путь. Пересекли Уральский хребет и оказались на новолинейных землях Оренбургской губернии. Переселили их сюда по велению Императора Российского для установления мира между враждующими киргиз-кайсаками и башкирами, проложив новую сторожевую линию от Троицка до Орска протяженностью более 400 верст. Новолинейный район вошел в состав Оренбургского казачьего войска.

Переселенцы обосновались в Верхнеуральском уезде и заложили станицы, которым по ходатайству генерала-губернатора Оренбургского края были присвоены имена Париж, Фершампенуаз, Остроленка, Кассель, Арси - в честь побед и подвигов Нагайбакских казаков в сражениях за Берлин, Кассель, Арси-сюр-Об, Фершампенуазе-на-Марне, за Париж в 1914 году. Но слишком была велика боль разлуки с родиной, и, в память о родном крае, переселенцы неофициально приставили к "заграничным" поселениям названия своих деревень: Кассель - Кили, Остроленка - Сарашлы, Фершампенуаз - Бакалы. А самое большое село Париж со смешанным населением переселенцев назвали "Яңа авыл", что означает "Новое село".

Вот уже прошло более 170 лет, как кряшены-нагайбаки населяют Нагайбакский район Челябинской области. Именно следуя тому факту, что являются переселенцами из станицы Нагайбаково, их приняли на чужбине как "нагайбакцев", что стало их самоназванием, а затем и названием их района. Села Шарашлы, Килеево, Бакалы в Башкортостане имеются и сегодня, и до сих пор их населяют кряшены. А вот село Нагайбаково стало русским, так как после переселенцев-кряшен опустевший населенный пункт был заселен русскими поселенцами.

- Мы побывали не только на родине предков, но и посетили Татарстан. Были в селе Федоровка Заинского района, в Казани. Где бы ни останавливались, везде встречали тепло и по-родственному, - сказал нам один из участников "экспедиции" Виктор Исаев.

- Посетили Бакалы, Килеево, Шарашли, село Нагайбаково. Испытали волнующие трепетные, теплые чувства. Проезжая сотни километров, чувствовали себя как дома. Везде были "своя" обстановка и "свои" люди. Планы удались, говорят ребята. Ими собран фактический материал о родине предков. В будущем все увиденное и отснятое они хотят воплотить в документальный фильм о нагайбаках.

Людмила БЕЛОУСОВА

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: