Жизнь деревни Иванаево в 1920х годах
Сочинение слушателя I курса Ивана Николаевича Никитина “Мое детство” (дер. Иванаево Кадряковской вол. Лаишевского кантона ТАССР, 1921 г.)
Я родился 9-го сентября 1902 года. Родители мои — кряшены православного вероисповедания, крестьяне деревни Иванаевой Кадряковской волости Лаишевского кантона Казанской губернии. К тому времени, как я начинаю себя помнить, семья наша состояла из 8-ми человек — дедушки, бабушки, отца, матери, сестры и из двух меньших моих братьев. У нас тогда было два дома. Один дом называли новой, а другой — старой избой. Нас укладывали спать в новой избе, вместе с дедушкой и бабушкой. Остальные члены семьи и работники спали в старой, жилой избе, отделенной от новой избы холодными сенями. Перед тем, как уснуть, особенно в зимние вечера, бабушка и дедушка долго разговаривали между собой. Я внимательно слушал их речи, лежа между ними. Я помню, как они часто вспоминали о пожаре. Они говорили, что уже на своем веку сгорали 3 раза и каждый раз оставались ни с чем. И вот благодаря труду твоего отца, часто говорили они мне, мы опять построили новый дом. И всегда говорили, если где-нибудь начнется пожар: «Сохрани, Боже, от пожара».
Утром все отправлялись в жилую избу, а новую избу держали в чистоте. В те дни, когда все были дома, плели и вили веревки из мочала или же чинили сбрую. Женщины, покончив со стряпней, принимались за пряжу. Я же бегал по нарам с сестрой и с братьями. Я бросаю играть и начинаю вить веревку. Когда же мы надоедали всем своими криками, то нас посылали с сестрой топить (печь) в черную избу, где находились ягнята и телята. Ужинать или же обедать мы садились всегда, сотворив крестное знамение. И сидели за столом: дедушка с бабушкой — с одной стороны, а мать с отцом — с дурргой стороны стола. А мы сидели где попало. У кряшен есть обычай сажать за стол всякого вошедшего в избу во время обеда иди ужина. Если тот и не хочет есть, то из приличия должен отведать предлагаемое кушанье. Обед и ужин состоят из одного блюда, из двух бывают только по праздникам.
Праздники проводят у кряшен очень весело. Особенно приятно вспомнить мне летние праздники, когда приезжают к нам гости. И у нас заранее создавалось радостное настроение в ожидании праздника чук. Недели за две до наступления праздника отец отправлялся к родственникам, живущим в других деревнях, приглашать их на пир и часто брал и меня с собой. Все домашние занимаются приготовлением к празднику: варят пиво и режут овец. Когда наступает день праздника, все мы одеваемся по-праздничному и ждем гостей. А я с сестрой бегал к воротам встречать гостей. Узнавши издали гостя, мы бежали ему навстречу. Когда все приглашенные приходят, происходит угощение. Праздник чук продолжается у нас три дня. На четвертый день гости разъезжаются. Нам, детям, становится очень скучно. Тогда мы обращались к дедушке, чтобы он взял с собой на пчельник. Пчельник у нас находится в лесу, в полутора верстах от деревни. Дедушка берет нас с собой, и мы радостно бежим за ним. И проводим целый день до вечера на пчельнике. Через несколько часов мы опять пристаем к дедушке, чтобы он шел домой. Но он нам говорил, что нельзя оставить до вечера пчельник, так как будет роиться улей. Если мы уйдем домой, то у нас рой уйдет. И мы сидели, бывало, до вечера. Он нам рассказывал разные сказки, а мы очень внимательно слушали его. Когда мне исполнилось семь лет, меня отдали учиться.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев