Лидия Пасыева воспитывает у учащихся веротерпимость и толерантность
Учитель истории Усалинской школы Мамадышского района Лидия Пасыева со школьной скамьи прививает ученикам уважение к культуре, обычаям и вероисповеданию других народов.
В нашей школе учатся в основном татары, исповедующие ислам. Я говорю им: «Верите ли вы, что ислам — лучшая и самая правильная религия?». В ответ, конечно же, слышу: «Да!». После этого я говорю: «И моя религия такая же!».
Да, они знают, что я — кряшенка, и что моя религия — православие. Согласны они и с тем, что для каждого дорога и ценна своя вера.
Еще я им объясняю, что слово «тэре» (крест) взято из слова «Тэнгре», что оно на русском означает не понятие «крест» (отражает распятие), а «икона».
Что касается примеров... У меня их много из жизни, так как я выросла в Усалях. Наши соседские бабушки — Гульбика, Шамсегалям, Шаргия, Зулейха, Гайнижамал — с удовольствием угощались мамиными блюдами, пили чай с молоком нашей коровы. Мы жили такой дружной жизнью, не задумывались даже, какой веры наши соседи, до сих пор с трепетом вспоминаем ту пору. Помню, что мама шила этим бабушкам татарские платья, передники.
В Усалях проживало много кряшен. Я знала и помню некоторых жителей со следующими фамилиями: Федоровы, Петровы, Кольцовы, Петковы, Яковлевы. Эти люди были назначены в наше село для работы на различных руководящих должностях. Такие учителя, как: Черновы, Нестеровы, Маркеловы, Егоровы, Петровы, Тупаевы, Пасыевы, Алексеевы жили в Усалях и учили сельских детей.
Здесь и сегодня живут кряшенские семьи. Если вспомнить всех тех, кто прожил в селе за несколько лет, то список получился бы длинный. Но я никогда в истории Усалей не слышала о каких-либо случаях, которые возникали бы на религиозной почве
В Усалях есть улица под названием «Кряшенская». Но не из-за того, что там проживало много кряшен, а потому что пешие жители через эту улицу ходили в соседнее кряшенское село Владимирово. При наименовании сельских улиц, я думала, что ее назовут «Владимировской», но улица стала носить название «Татарстан». Это в честь республики и уже исчезнувшего одноименного села, находившегося тогда на значительном расстоянии от Владимирова. Село Татарстан когда-то основали усалинцы.
В истории нашего села есть еще примеры толерантности. Вот какие воспоминания хранят жители:
Из Владимирова на базар торговать приезжали кряшены — отец с сыном. Однажды сын Ивана Николай закурил. Отец его тотчас же отругал: «Убери папиросу, пока люди не увидели! У татар сейчас пост!». Это же означает выражение уважения к другим.
Тетя Матрена из села Кулущи продавала яйца на рынке. Каждое из них были аккуратно завернуто в книжные страницы для сохранности. Кряшенка, которая не умела ни читать, ни писать, даже и не догадывалась, что это были страницы священной книги с арабским шрифтом. Но жители Усалей не стали устраивать по этому поводу скандал. Живущая неподалеку от рынка сельчанка привела тихонько эту тетю к себе домой и взамен ее бумаг дала газеты, чтобы заново упаковать яйца... Об этом рассказал мой учитель Иргаш Хусаинов...
Можно привести немало примеров, как народы и представители разных конфессий нашей республики живут в мире, согласии и взаимопонимании. Тем не менее, считаю, что именно местные примеры оказывают на детей большее влияние, и тема толерантности становится более понятной для них.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев