Как жили кряшены села Чура 100 лет назад
Сочинение слушателя 2 курса Бориса (Филипповича) Тазова «Моя де-ревня» от 14 июня 1921 г. (с. Чура Ядыгерской вол. Мамадышского кантона ТАССР)
Я происхожу из кряшен с. Никифорово Кабык-Киперской волости Мамадышского уезда. Но так как я там жил совсем мало, то я по возможности опишу с. Чуры Ядыгаровской волости Мамадышского уезда, где я проживаю.
По преданию, основателем с. Чуры был Чурахан, сын одного хана, жившего тут поблизости. Их было 3 брата. Остальные два брата поселились тоже недалеко оттуда, и от их племени произошли две деревни. Больше о происхождении я ничего не могу сказать. Говорят, что раньшх на месте села было татарское кладбище, что подтверждается неровной поверхностью почвы вокруг церкви.
На краю села имеется киреметь, где раньше, безусловно, устраивали моления, приносили жертвы. Остаток чего и в настоящее время есть. Незадолго до Троицына дня, не помню когда, устраивают так называемое майлы ботка. В этот день к одному крестьянину со всей деревни приносят разные пищевые продукты, как то: муку, крупу, молоко, яйца, где готовится, так сказать, обед. Обедать приходят только маленькие ребятки и старухи. Раньше это проделывали в более обширном масштабе, и, быть может, роскошно, на киремети. В настоящее время на киремети никаких религиозных общественных обрядов не совершают. Это бросили сравнительно недавно; определенно сказать не могу. Но, как мне помнится, что лет 20-30 тому назад туда еще ходили.
В смысле одежды на население сильное влияние оказали татары. Платья как у мужчин, так и женщин татарские. До войны одевались исключительно, можно сказать, фабрично-заводскими изделиями. В настоящее время экономическое положение государства немного изменило жизнь населения. Теперь одеваются более в домотканые изделия. Нужно сказать, раньше лен почти не сеялся.
Занятия населения: на первом плане, конечно, стоит земледелие. Сеют хлебные злаки, возделываемые в Казанской губернии, то есть рожь, много овса, немного полбы, пшеницу, гречу, горох. Сеют много ячменя, для чего оставляют хорошие, унавоженные участки. И на ржаном поле. Так как ячмень поспевает одновременно с рожью, то никаких неудобств не встречается. Для посадки картофеля удовлетворяются огородами, и в поле вы картофель встретите редко. Просо не сажают. Мужчины занимаются портняжничеством и выделкой овчин. Женщины, кроме сельскохозяйственных работ, раньше занимались тканьем полотна (грубого белого), вязаньем перчаток, шарфов - из козьего пуха, конечно, для рынка, чем и объясняется широкое пользование фабрично-заводскими производствами. Нужно сказать, в настоящее время это женское производство сильно пало.
Источник: НА ЧГИГН. Отд. І. Фонд Н.В. Никольского. Ед. хр. 309. Л. 83-86.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев