Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Новости

Григорий Дементьев: «Даже на пенсии продолжаю творить и изобретать»

Родившись в деревне Кряш-Серда и даже став заведующим сельского Дома культуры, по зову сердца он отправляется в Набережные Челны, где его светлый ум и золотые руки пригодятся в Лаборатории измерительной техники и помогут совершенствованию автомашины ОКА.

Григорий Дементьев из многодетной крестьянской семьи – из пяти сыновей и двух дочерей он предпоследний. Прошел обычный путь советского школьника – был октябренком, пионером, комсомольцем. Верит в Бога, считает образцом для воспитания «Моральный кодекс строителя коммунизма». Окончив школу, обучался в Казанском СГПТУ №7, где директором был заслуженный летчикиспытатель СССР, преподавателями технологии два профессора из КАИ, а геометрию вел заслуженный учитель ТАССР. Рабочую деятельность начал слесарем-жестянщиком 3-го разряда на авиационном заводе имени Горбунова.

Отработав пять лет и отслужив в вооруженных силах, Григорий в 1980 году вернулся в деревню, чтобы помогать родителям, у которых сыновья разъехались, а самый младший в свою очередь ушел в армию. Возвращенец из города был нарасхват: его назначили директором Кряш-Сердинского Дома культуры, дополнительно – художником-оформителем колхоза «Заря» и избрали секретарем комсомольский организации колхоза. Весной 1983 года женился, и молодые решили отправиться на КАМАЗ, в город Набережные Челны.

Увольнение было и комедийной, и драматической историей – отпускать ценных специалистов не желали ни отдел культуры, ни Пестречинский ПМК, где жена работала диспетчером. Какие только не изобретали способы удержать кадры, дело дошло до первого секретаря райкома. Но все же Григорию удалось вырваться, оставив вместо себя преемником на посту директора ДК младшего брата Алексея, руководителя ВИА «Таң».

Фото из личного архива

Фото из личного архива

Трудовой путь на КАМАЗе начался с устройства слесарем механосборочных работ 4-го разряда на прессово-рамном заводе. Начальник цеха хотел занизить разряд новичка до 3-го, но тот проявил характер, козырнул только что оставленной должностью директора, навыками, полученными на авиационном заводе, практикой работы с чертежами – и добился своего. Работа поначалу не была творческой, исправляли дефекты, допущенные при штамповке.

– Мое первое впечатление от КАМАЗа: совершенно новое оборудование, в основном импортное, но технологический процесс, к которому я привык на авиационном заводе, здесь был не отработан. На мои вопросы рабочие пожимали плечами. Это мне не нравилось, – рассказывает Григорий Дементьев. – С тех пор много воды утекло. Были невероятные подъемы производства, падение и новое возрождение. Сегодняшний КАМАЗ по сравнению с прошлым – это небо и земля. КАМАЗ зашагал вперед так, что кое-кому нас уже не догнать!

Дементьевы приехали в Набережные Челны с двумя чемоданами одежды, даже кружки и ложки не было. Сначала жили у брата Петра, который как раз получил трехкомнатную квартиру. Потом перебивались по съемным квартирам и общежитиям, «доросли» до ведомственной «малосемейки», обросли вещами и мебелью. Первым приобретением стал ламповый телевизор «Рассвет».

– В те времена людям было привычно общаться друг с другом, приглашать в гости родных и друзей. Все праздники отмечали вместе, – вспоминает Григорий Александрович. – Еда на столе была натуральная, молоко не делали из пальмового масла, и колбаса была из мяса. Самое главное – не было богатых и бедных. Все, кто работал, жили в достатке, мы не знали, что такое безработица, кто такие «бомжи», про наркоманию даже и не слыхали, внебрачных детей не было, дети рождались в полноценных семьях.

Григорий Дементьев отдал свои лучшие годы КАМАЗу и не жалеет, что связал с ним свою рабочую судьбу. Его борьба за правду и замечания по организации работ не всегда нравились начальству, но когда его выжили со своего места, он пришел в малосерийное производство, где пригодились его опыт, инициатива, фантазия в Лаборатории измерительной техники, а также для модернизации автомобиля ОКА.

Дементьев спроектировал и изготовил собственноручно несколько вариантов кузова: грузовой вариант ОКА-Гном, пикап, удлиненный вариант ОКА-Алсу, пятидверную «окушку» и модель «ОКА багги пожарная». Получил несколько патентов на изобретения. Его работы не только получили признание в России, но были замечены на международной автовыставке в Ганновере.

Варианты кузова автомобиля ОКА от изобретателя Дементьева. / Фото из личного архива

Варианты кузова автомобиля ОКА от изобретателя Дементьева. / Фото из личного архива

ОКА стала и его первым личным автомобилем. В тяжелые времена после пожара на заводе двигателей зарплату задерживали, и Григорий с братьями в родной Кряш-Серде подряжались строить дома. Сначала бригадиром был отец, потом доверил дело сыновьям. Одновременно Григорию посчастливилось занять призовое место на выставке, где он представил художественные работы – чеканку, графику, резьбу по дереву – и разработанные им строительные инструменты. Новатора вызвали к высокопоставленному руководителю, который признал талант строптивого подчиненного и между делом спросил: «А почему у тебя до сих пор нет машины?» Тут же в кабинете написали заявление о покупке машины в счет будущей зарплаты, кое-что Григорий добавил из заработка на шабашке и на день рождения пригнал в гараж новенькую ОКУ. Прав в сорок лет у него еще не было, так что пришлось учиться.

Также Григорий Дементьев участвовал в нескольких проектах по модернизации автомобиля КАМАЗ. Проектировал и модернизировал несколько моделей каркаса кабины грузовика, в том числе четырехдверную кабину для пожарной машины. С ней забавно получилось. Чертежи конструкторов требовали изготовления новых штампов, что обошлось бы в несколько миллионов рублей. Григорий Александрович с напарником перерисовали чертежи от руки и сделали по-своему. Конструктора возмущались, но в итоге смирились.

В сфере метрологии решал проблему собираемости данных и анализа качества, разработал свою технологию опытной сборки на винтах, которая потом применялось в Лаборатории измерительной техники много лет.

Когда КАМАЗ начал осваивать новые технологии, в том числе цифровые, это открыло новые перспективы. Григорий Дементьев первым из всех освоил компьютерную графику 3D моделирования, программы УГ- Униграфикс, Солид Эдж, Компас-3D, Аутокад. Этому сопутствовали тесные контакты с руководителями завода, которые обеспечили его оргтехникой вышей категории.

– У меня постоянный интерес к технологиям мировых производителей, и я всегда пропагандирую новшества с точки зрения приемлемости применения на ПАО «КАМАЗ», – рассказывает Григорий Александрович. – Период моей работы на КАМАЗе сравниваю с университетом. Учился я долго, когда самостоятельно, когда совместно со всеми руководителями и работниками, набирал опыт и навыки рабочей профессии. Могу твердо сказать, что окончил рабочую академию и перешел в магистратуру. Даже на пенсии продолжаю творить и изобретать.

Автор: Валерий Мирошников

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев