Геннадий Макаров: «Религия в значительной степени определяет образ жизни и культуру народа»
Поволжье – своего рода плавильный котел различных культур, центр, в котором сошлись цивилизации Дальнего Востока, Ирана, арабского мира, Европы, народов, проживающих на территории современной России.
Мы беседуем с казанским исследователем традиционной музыки Геннадием Макаровым.
– Вы согласны с утверждением, что этническая музыка требует и соответствующих национальных инструментов?
– Довольно сложно точно определить статус понятия «национальный инструмент». Например, сегодня татары как свои воспринимают гармошку и баян. Но они появились в татарской музыке порядка 150 лет назад. Мандолины и гитары пришли в наш регион из Европы не так давно. Если говорить о более ранних эпохах, то в доевропейский период были широко распространены думбры, многострунный инструмент с названием «канун». Из доисламского периода дошел ятаган – инструмент как элемент влияния буддийской культуры. До сего времени сохраняются и традиции игры на псалтиревидных гуслях.
В Поволжье гусли пришли вместе с христианской культурой из Новгорода. Примерно в XIV–XV веках, во время миссии Стефана Великопермского – святителя пермской земли. Гусли прижились среди марийцев, чувашей, удмуртов и кряшен. Относительно кряшен, видимо, необходимо разъяснение. Вопрос в том, как определять этнокультурную идентичность кряшенских гуслей. Полагаю, что это связано с конфессиональной принадлежностью данной этнической общности, так как религия в значительной степени определяет образ жизни и культуру народа. Татары – мусульмане, кряшены – православные христиане. Таким образом, выходит, что гусли можно считать татарским инструментом в обобщенном понимании общекультурного наследия татар как современной политической нации, в то же время гусли кряшен имеют статус яркого узкоэтнического явления.
– У Вас накоплен богатый багаж экспертного знания, а что привело Вас на дорогу исследователя музыки и фольклора?
– Я поступил в Альметьевское музыкальное училище в конце 1960-х годов, видел и слышал исполнителей на этноинструментах. В деревне Савалеево (ныне Заинского района РТ) довелось познакомиться с Иваном Казаковым, 1901 года рождения, мастером, создававшим до 1940-х годов народные инструменты: гусли, кыл-кубызы, думбры и т.д. А в начале 1970-х мне посчастливилось ознакомиться с публикациями этномузыковеда Махмута Нигмедзянова, которые произвели на меня большое впечатление.
Когда мне исполнилось 17 лет, я отправил свою первую статью с анализом музыкальных инструментов, которые упоминались в поэме «Сказание о Йусуфе» Кул Гали, в других произведениях средневековых авторов Волго-Уральского региона. Ученый секретарь Института языка, литературы и истории имени Г. Ибрагимова Хасан Хайри в ответном письме положительно отозвался о моем юношеском труде, что подтолкнуло меня к идее заняться серьезными исследованиями.
– Как технически можно вести работу в области истории музыки?
– Читая и анализируя первоисточники. Например, трактат «Бабур-наме» поэта Захир-ад-дина Мухаммада Бабура, трактаты Дервиша Али-Чанги. Имеются различные письменные документы, в которых заключено много интересной информации. И эти исследования – важный элемент формирования нашей общей российской идентичности, в которую татарская культура входит как неотъемлемый компонент.
Наталья ЭЛЛЕР, Республика 21 век.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Комментарии
0
0
Более подробнее описать инструмент "канун"??
0
0